Санкции Министерства экономики Украины
Стаття доступна лише російською мовою.
Одним из самых распространенных видов нарушений валютного законодательства Украины является нарушение порядка осуществления экспортно-импортных операций. Нарушение этого порядка не всегда является следствием вины субъекта хозяйствования, в том числе иностранной компании. При этом следует отметить, что санкции за нарушение порядка экспортно-импортных операций могут существенным образом усложнить деятельность иностранной компании и на какое-то время заблокировать поставки в Украину.
Сам же порядок экспортно-импортных операций определен в Законе Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте». Так, закон устанавливает, что выручка субъектов внешнеэкономической деятельности подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженности, указанные в контракте, но не позже, чем через 180 календарных дней с момента осуществления авансового платежа. При этом Национальному банку Украины предоставляется право на срок до шести месяцев вводить иные сроки расчетов. Этим правом Национальный банк пользуется уже в течение последних двух лет, регулярно продлевая срок действия ограничений, в соответствии с которыми сроки расчетов во внешнеэкономической деятельности сокращены до 90 календарных дней.
На практике это означает, что в случае, если в течение 90 календарных дней с момента предоплаты товар не проходит таможенное оформление на территории Украины или попадает на таможенную территорию Украины не в том объеме, за который осуществлена предоплата за рубеж, то в соответствии с положениями Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» к субъектам внешнеэкономической деятельности могут применяться специальные санкции.
Применение санкций осуществляется Министерством экономического развития и торговли Украины на основании заявления Фискальной службы Украины и предусматривает применение к субъекту внешнеэкономической деятельности режима индивидуального лицензирования. Этот режим создает ощутимые проблемы при ведении внешнеэкономической деятельности, поскольку предусматривает получение разрешения от Министерства экономического развития и торговли Украины на каждую отдельную внешнеэкономическую операцию.
При этом следует обратить внимание на то, что в случае нарушения сроков расчетов специальная санкция в форме режима индивидуального лицензирования применяется также к иностранному партнеру украинского нарушителя. При этом вины иностранного партнера в нарушении положений валютного законодательства может совершенно и не быть. Иностранный партнер, как и предусмотрено договором, выполнил свои обязательства по поставке товара в Украину.
Такое решение Министерства экономического развития и торговли Украины практически блокирует деятельность иностранной компании, поскольку, не будучи уведомленной о примененных санкциях, ее внешнеэкономические операции с другими украинскими партнерами приостанавливаются и могут быть возобновлены только после получения индивидуальной лицензии для каждой отдельной операции (что очень обременительно и связано с нарушением сроков поставок) или отмены / приостановления действия режима индивидуального лицензирования (в соответствии с установленной процедурой приостановление или отмена режима индивидуального лицензирования может длиться до 30 дней).
Такие санкции, по причине отсутствия нарушения со стороны иностранного контрагента, вызывают у иностранных импортеров непонимание и, учитывая оперативность современной торговли, кажутся архаичными. В чем же заключается логика Министерства экономического развития и торговли Украины при применении специальных санкций и почему субъекты внешнеэкономической деятельности привлекаются к ответственности без наличия их вины?
Ответ на этот вопрос можно отыскать в подходах, которые используются в правовой регламентации ответственности субъектов внешнеэкономической деятельности (резидентов) и их контрагентов (иностранных партнеров). Внешнеэкономическая деятельность рассматривается как крайне специфическая область хозяйственной деятельности, в которой санкции в отдельных случаях могут применяться к субъектам без их активных действий при совершении правонарушения. Это вызвано в первую очередь тем, что действия как украинских, так и иностранных субъектов внешнеэкономической деятельности могут причинить вред экономической безопасности страны и таким образом препятствовать выполнению международных обязательств Украины.
Применение санкций к иностранному контрагенту имеет целью предотвращение совершения правонарушений, которые могли бы иметь негативные последствия для страны в целом. Таким образом, применение режима индивидуального лицензирования является инструментом контроля, с помощью которого у Министерства экономического развития и торговли Украины есть возможность выяснить все обстоятельства, при которых возникло нарушение валютного законодательства, и принять решение о дальнейшей деятельности компаний.
В условиях, когда нарушение порядка экспортно-импортных операций контрагентом привело к применению специальных санкций, все стороны внешнеэкономического договора будут вынуждены согласовывать свои внешнеэкономические операции с Министерством экономического развития и торговли Украины и оформлять индивидуальные лицензии. В соответствии с Положением о порядке выдачи индивидуальных лицензий, заявление о выдаче индивидуальной лицензии рассматривается в течение 15 рабочих дней. При этом необходимо оплатить государственную пошлину в размере 0,2% от стоимости контракта.
Как свидетельствует судебная практика 2014–2015 годов, попытки сторон внешнеэкономического контракта, к которым Министерством экономического развития и торговли Украины были применены специальные санкции, оспорить решение Министерства в суде в большинстве случаев оставались безрезультатными. Дело в том, что даже при отсутствии вины в нарушении норм валютного законодательства Украины, суд, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, руководствовался тем, что при нарушении порядка осуществления экспортно-импортных операций, в соответствии со ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», у Государственной фискальной службы есть основания для обращения в Министерство экономического развития и торговли Украины и, соответственно, само Министерство должно принять решение о применении специальных санкций на основании такого обращения.
Инициируя применение специальных санкций против субъектов внешнеэкономической деятельности, Государственная фискальная служба в первую очередь ставит себе за цель предотвратить использование механизмов незаконного вывоза валютных ценностей за рубеж, препятствовать оттоку валютных ценностей из Украины, выявить деятельность по легализации прибыли, полученной незаконным путем, а также определить компании-нерезиденты, деятельность которых имеет признаки фиктивности.
Как уже говорилось, применение Министерством экономического развития и торговли Украины специальных санкций к добросовестным компаниям-нерезидентам может стать для них полной неожиданностью и быть сопряжено с дополнительными расходами, связанными, например, с оплатой хранения товара на таможенном складе. Чтобы уменьшить риск возникновения дополнительных расходов при работе с украинскими контрагентами, иностранным компаниям следует четко отслеживать сроки осуществления расчетов по внешнеэкономическим договорам и, в случае их нарушения, проверять список компаний, к которым были применены специальные санкции, на предмет включения их компании в санкционный список. В случае, если компания своевременно определит, что Министерством экономического развития и торговли Украины к ней была применена санкция в форме режима индивидуального лицензирования, то при оперативном реагировании применение такой санкции можно предотвратить.
Риск применения режима лицензирования к иностранной компании, в связи с нарушением украинским контрагентом сроков расчетов по внешнеэкономическим сделкам, может быть сведен к нулю в случае 100% предоплаты за поставленные в Украину товары. Связано это с тем, что в таком случае санкции будут применены к иностранной компании только в случае нарушения ею норм украинского валютного законодательства.
Учитывая сложную экономическую ситуацию в Украине и дефицит валютных ценностей в стране, такие меры являются одним из инструментов сдерживания оттока валюты за рубеж. При этом также следует учитывать другую сторону использования этих мер. В современных условиях торговых отношений, где оперативность, предсказуемость и определенность играют важнейшую роль, столь обременительные и в некоторых случаях совершенно неожиданные для иностранных компаний инструменты украинского законодательства не будут способствовать закреплению имиджа Украины, как удобной площадки для ведения торговли.