Закон о «зеленых» аукционах вступил в силу
20 апреля 2019 года был принят Закон №2712-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электрической энергии из альтернативных источников энергии». Этот законопроект (далее «Закон») предусматривает внесение изменений в Законы Украины «Об альтернативных источниках энергии», «О рынке электрической энергии», «О регулировании градостроительной деятельности».
Закон вступил в силу 22 мая 2019 года.
Необходимость принятия данного Закона обусловлена слишком высокими стимулирующими тарифами «зеленой» энергетики. Так, например, вследствие значительной ценовой нагрузки «зеленых» тарифов на оптовую рыночную цену доля оплаты с Оптового рынка электрической энергии производителям по «зеленому» тарифу в 2017 году составляла 7,5%, а в конце 2018 года достигла 8,2%. Высокий уровень «зеленого» тарифа в Украине, особенно тарифа для солнечных электростанций (СЭС) создает избыточную ценовую нагрузку для потребителей электрической энергии Украины, которая будет в дальнейшем стремительно расти с вводом в эксплуатацию новых электростанций.
При этом за последние годы значительно снизилась стоимость электрической энергии, произведенной из энергии солнца. Так, по данным отчета IRENA «Renewable Power Generation Costs in 2017» одним из основных факторов такого снижения является снижение стоимости солнечных панелей на 81% по сравнению с 2009 годом. Средневзвешенная приведенная стоимость электрической энергии, произведенной из энергии солнца, уменьшилась в течение 2010-2017 годов на 73% до 0,1 доллара США за 1 кВт/ч.
То есть, производство электрической энергии из энергии солнца все больше становится конкурентным по отношению к производству из традиционных источников, даже без государственной поддержки. Европейский опыт свидетельствует о снижении темпов стимулирования развития производства электроэнергии из энергии солнца.
Таким образом, предоставление государственной поддержки производителям электрической энергии из возобновляемых источников энергии на конкурсной основе, а именно путем введения аукционов, тендеров позволяет обеспечить оптимальный уровень поддержки производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и избегать чрезмерной компенсации инвесторам, а результатом введения аукционов станет получение потребителями выгод за счет снижения стоимости электрической энергии из ВИЭ.
Законопроектом предусматриваются следующие основные изменения:
1. Условия участия в аукционе
Начиная с 1 января 2020 года получение поддержки для субъектов хозяйствования, которые намерены производить электрическую энергию из энергии ветра или солнечного излучения, возможно исключительно при участии таких субъектов в аукционе по распределению квоты поддержки и их победы.
Размер проектов, которые должны идти на аукционы:
- проекты ВЭС (ветряные электростанции) мощностью более более 5 МВт. При этом, данное ограничение не действует для объектов с одной ветротурбины независимо от установленной мощности такой ветротурбины;
- проекты СЭС (солнечные электростанции) мощностью более 1 МВт;
- другие субъекты хозяйствования, которые намерены производить электрическую энергию из альтернативных источников энергии, независимо от установленной мощности объекта и источника альтернативной энергии (кроме доменного и коксующегося газов, а с использованием гидроэнергии – только микро-, мини- и малые гидроэлектростанции), могут участвовать в аукционах на добровольных началах. При этом, такие субъекты не могут участвовать в аукционах по распределению квоты поддержки в отношении тех объектов электроэнергетики, в отношении которых ранее установлен «зеленый» тариф и / или приобретено право на поддержку по результатам аукциона.
Преимуществом новой системы поддержки перед существующей системой «зеленых» тарифов является:
- более длительный срок поддержки (20 лет с момента ввода объекта ВИЭ в эксплуатацию);
- гарантированный выкуп у производителей всего объема отпущенной электрической энергии по цене, которая будет определена по результатам аукциона (аукционная цена).
Аукционы вводятся с 1 июля 2019 года и проводятся по 31 декабря 2029 года.
Аукционы должны проводиться два раза в год, но не позднее 1 апреля и 1 октября соответствующего года.
2. Срок действия «зеленого» тарифа
Существующая система поддержки «зелеными» тарифами будет действовать до 2030 года и будет распространяться на:
- производителей, которым уже ранее установлен «зеленый» тариф, и субъектов, которые до 1 января 2020 года построят и введут в эксплуатацию объекты электроэнергетики (независимо от установленной мощности объекта и вида ВИЭ);
- субъектов, которые к 31 декабря 2019 года подпишут предварительный договор купли-продажи электрической энергии по «зеленому» тарифу с гарантированным покупателем, построят и введут соответствующие объекты в эксплуатацию в течение 2 лет (для СЭС) и 3 лет (для других видов ВИЭ);
- субъектов, которые будут строить после 1 января 2020 года объекты электроэнергетики, величина установленной мощности, которых меньше определенной законом для обязательного участия в аукционах;
- потребителей электрической энергии, в том числе энергетические кооперативы, которые установили генерирующие установки мощностью до 150 кВт и осуществляют продажу электрической энергии по «зеленому» тарифу в объемах, превышающих их собственное потребление. При этом, «зеленый» тариф для генерирующих установок, вырабатывающих электрическую энергию из энергии Солнца (исключая комбинированные системы), устанавливается при условии размещения на крышах и / или фасадах зданий и других капитальных сооружений.
3. Изменение «зеленого» тарифа
По уровню «зеленого» тарифа для различных видов ВИЭ, Закон предусматривает следующее:
- в 2020 году снижение уровня «зеленого» тарифа для СЭС на 25% с последующим уменьшением еще на 2,5% ежегодно в течение 3 лет (действующий закон предусматривает 10% снижение тарифа в 2020 году);
- в 2020 году для ВЭС снижение уровня тарифа на 10% с последующим уменьшением еще на 1,5% ежегодно в течение 3 лет, При этом, дальнейшее ежегодное снижение не распространяется на ВЭС единичной установленной мощностью от 2000 кВт и более;
- для электроэнергии, произведенной из биогаза и биомассы, размер тарифа останется без изменений, на уровне до 2020 года.
Предложенный уровень уменьшения «зеленого» тарифа основывается на расчетах Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, данных IRENA по уровню уменьшения капитальных затрат (CAPEX) по проектам строительства СЭС, ВЭС.
Также были учтены потребности в сохранении уровня заинтересованности инвесторами в проектах производства электроэнергии из биогаза и биомассы. Субъекты хозяйствования, которые производят или намерены производить электрическую энергию из биомассы и / или биогаза на объектах электроэнергетики, имеют право участвовать в аукционах по распределению квоты поддержки на добровольных началах независимо от даты ввода в эксплуатацию объектов электроэнергетики или очередей их строительства.
Кроме того, для объектов электроэнергетики, которым установлен «зеленый» тариф, после проведения реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта с увеличением установленной мощности, «зеленый» тариф рассчитывается с применением коэффициента «зеленого» тарифа, определенного Законом на дату введения такого объекта в эксплуатацию после реконструкции, но не более того, что применялся при установлении «зеленого» тарифа соответствующему объекту электроэнергетики.
4. Начало проведения аукционов
Аукционы проводятся с целью определения субъектов хозяйствования, которые будут иметь право на поддержку. Аукционы проводятся в электронной торговой системе в соответствии с порядком проведения аукционов, которая утверждается Кабинетом Министров Украины (в течение трех месяцев от даты вступления Закона в силу).
Аукционы вводятся с 1 июля 2019 года. Кабинету Министров Украины поручено обеспечить проведение в 2019 году пилотного аукциона (с момента вступления Закона в силу).
При этом Кабинет Министров Украины до 1 декабря 2019 года должен установить ежегодные квоты государственной поддержки на следующие 5 лет.
5. Выставляемые на аукционе квоты
На аукционе распределяется ежегодная квота поддержки (определен на соответствующий год объем мощности объектов ВИЭ, в рамках которого субъектам хозяйствования гарантируется поддержка со стороны государства). Ежегодно, не позднее 1 декабря, Кабинет Министров Украины устанавливает ежегодные квоты на следующие 5 лет, что должно обеспечить предсказуемость для субъектов рынка при планировании и реализации проектов в сфере ВИЭ.
В рамках общей или дополнительной квоты Кабинетом Министров Украины могут быть предложены земельные участки для строительства объектов ВИЭ с определенными техническими параметрами и техническими условиями на присоединение к электрической сети. Порядок объявления и проведения такого аукциона определяется порядком проведения аукционов по распределению квоты поддержки.
Размеры ежегодных квот определяются исходя из целевых показателей развития возобновляемой энергетики, установленных международными обязательствами Украины, Энергетической стратегией Украины, и с учетом результатов оценки оператором системы передачи соответствия (достаточности) генерирующих мощностей и плана развития системы передачи. В ежегодной квоте определяются отдельно доли для проектов СЭС, проектов ВЭС и проектов других видов ВИЭ.
Годовая квота поддержки распределяется на доли отдельными альтернативными источниками энергии следующим образом:
- для СЭС – размер квоты не может составлять менее 15%;
- ВЭС – не менее 15%;
- другие виды ВИЭ – не менее 15%.
При этом, при установлении годовой квоты поддержки Кабинет Министров Украины может принять решение о проведении аукционов по распределению квот поддержки без распределения по отдельным альтернативным источниками энергии (технологически нейтральные аукционы).
В случае, если на аукционе не распределена часть квоты (полностью или частично) по определенному виду альтернативных источников энергии, по решению Кабинета Министров Украины нераспределенный объем может быть направлен в часть квоты поддержки по другим видам альтернативных источников энергии для распределения на следующем аукционе.
В начале действия аукционов установлены особые правила. Впервые годовая квота устанавливается на 2020 год.
В 2020-2022 годах годовая квота поддержки распределяется на доли по отдельным видам альтернативных источников энергии следующим образом:
- СЭС – не менее 30%;
- ВЭС – не менее 30%;
- другие виды ВИЭ – не менее 15%.
6. Обеспечение конкуренции
Для обеспечения конкуренции на аукционах:
- величина мощности, относительно которой по результатам аукциона участники получают право на поддержку, не может превышать 80% совокупной величины мощности, предложенной всеми участниками аукциона по распределению части квоты по соответствующему виду альтернативных источников энергии;
- порядок проведения аукционов должен предусмотреть механизм обеспечения конкуренции в случаях, если при проведении аукциона будет установлен факт отсутствия надлежащего уровня конкуренции.
7. Обеспечение участия в аукционе – банковская гарантия
Для обеспечения надлежащего конкурентного поведения участников аукциона, Законом предусмотрено представление участниками безотзывной банковской гарантии для участия в аукционе и в случае приобретения прав на поддержку, внесение дополнительной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору, который заключается победителем аукциона с гарантированным покупателем.
Размер банковской гарантии за участие в аукционе рассчитывается из расчета 5 евро за 1 кВт мощности, в отношении которого намерен получить поддержку субъект хозяйствования. При этом, величина мощности объекта электроэнергетики, право на поддержку в отношении которого намерен получить субъект хозяйствования, не может превышать величину мощности такого объекта, присоединяющегося в соответствии с договором о присоединении объекта электроэнергетики к электрическим сетям.
Дополнительная банковская гарантия рассчитывается из расчета 15 евро за 1 кВт мощности, по которой победитель аукциона обеспечивает выполнение обязательств перед гарантированным покупателем.
8. Победитель аукциона
Победителем аукциона признается участник, предложивший самую низкую цену электрической энергии, по которой такой участник готов осуществлять производство электрической энергии из альтернативных источников энергии и ее продажу в энергосистему (аукционная цена).
При этом Законом устанавливается предельный размер аукционной цены на уровне «зеленого» тарифа, установленного законом для объекта возобновляемой энергетики соответствующей категории.
Аукционная цена фиксируется путем перечисления в евро по состоянию на дату проведения аукциона по официальному валютному курсу Национального банка Украины на указанную дату.
Также Законом предусмотрено, что надбавка за соблюдение уровня использования оборудования украинского производства распространяется не только на «зеленый» тариф, но и на аукционную цену. Такая надбавка начисляется в денежном выражении гарантированным покупателем ежемесячно при расчете размера стоимости услуги по обеспечению увеличения доли производства электроэнергии из альтернативных источников энергии.
9. Срок ввода в эксплуатацию объекта ВИЭ победителем
Победитель аукциона обязуется построить и ввести объект возобновляемой энергетики в эксплуатацию в течение 2 лет для СЭС и 3 лет для объектов из других видов ВИЭ со дня подписания договора, заключаемого по результатам аукциона.
В случае если в течение установленного срока объект не введен в эксплуатацию и не осуществляет отпуск электрической энергии в энергетическую систему, заключенный по результатам аукциона договор теряет силу, а обязательства по безотзывной банковской гарантии выполняются в пользу гарантированного покупателя.
Законом также предусмотрена возможность продления срока ввода объекта ВИЭ в эксплуатацию, но не более чем на 1 год при условии предоставления дополнительной безотзывной банковской гарантии в размере, составляющем 30 евро за каждый кВт мощности.
10. Действие новых технических условий для ВИЭ
Для объектов электроэнергетики, производящих электрическую энергию из ВИЭ, технические условия действуют:
- для объектов СЭС не более двух лет со дня их выдачи независимо от смены заказчика;
- для объектов других видов ВИЭ – не более трех лет со дня их выдачи независимо от смены заказчика.
В случае если заказчик является субъектом, который по результатам аукциона получил право на поддержку, технические условия для объекта ВИЭ, выданные такому заказчику, являются действующими на срок выполнения обязательств по строительству и вводу объектов ВИЭ в эксплуатацию.
11. Действие выданных технических условий
Технические условия для объектов ВИЭ, выданные до дня вступления в силу Закона, действуют:
- для объектов СЭС – не более двух лет со дня вступления в силу Закона;
- для объектов других видов ВИЭ – не более трех лет со дня вступления в силу Закона.
В случае если заказчик является субъектом, который по результатам аукциона получил право на поддержку, технические условия для объекта ВИЭ, выданные такому заказчику, действуют на срок выполнения обязательств по строительству и вводу объектов ВИЭ в эксплуатацию.
Технические условия и договоры о присоединении, выданные / заключенные до дня вступления в силу Закона, подлежат приведению в соответствие с Законом.
«Зеленые» тарифы теперь установлены в следующем размере (в евро):
Вид |
Мощность (кВт) |
Дата ввода в эксплуатацию |
|||||
2019 |
2020 | 2021 | 2022 | 2023 — 2024 |
2025 — 2029 |
||
Наземная солнечная электростанция |
0,1502 |
0,1126 | 0,1088 | 0,1050 | 0,1012 |
0,0975 |
|
Солнечная электростанция на крышах/фасадах |
0,1637 |
0,1228 | 0,1185 | 0,1147 | 0,1104 |
0,1066 |
|
Ветровая электростанция (Мощность отдельной ветроустановки) |
≤600 |
0,0582 | 0,0517 | 0,0506 | 0,0495 | 0,0490 |
0,0452 |
>600 — ≤2000 |
0,0679 | 0,0603 | 0,0592 | 0,0582 | 0,0571 | 0,0528 | |
>2000 | 0,1018 | 0,0905 |
0,0792 |
||||
Биомасса,
субъекты хозяйствования |
0,1239 |
||||||
Биогаз,
субъекты хозяйствования |
0,1239 |
||||||
Гидроэлектростанция,
субъекты хозяйствования |
≤200 |
0,1745 | 0,1572 |
0,1395 |
|||
>200 — ≤1000 |
0,1395 | 0,1255 |
0,1115 |
||||
>1000 — ≤10000 |
0,1045 | 0,0942 |
0,0835 |
||||
Геотермальная энергия, субъекты хозяйствования |
0,1502 |
0,1352 |
0,1201 |
||||
Солнечная электростанция на крышах/фасадах, частные домохозяйства |
≤50 |
0,1809 | 0,1626 |
0,1449 |
|||
Ветровая электростанция, частные домохозяйства |
≤50 |
0,1163 | 0,1045 |
0,0932 |
|||
Солнечная/ветровая электростанция (комбинированная), частные домохозяйства |
≤50 |
0,1637 | 0,1228 |
0,1066 |
|||
Солнечная электростанция на крышах/фасадах, частные домохозяйства или энергетические кооперативы |
≤150 |
0,1637 | 0,1228 |
0,1066 |
|||
Ветровая электростанция, частные домохозяйства или энергетические кооперативы |
≤150 |
0,1163 | 0,1045 |
0,0932 |
|||
Солнечная/ветровая электростанция (комбинированная), частные домохозяйства или энергетические кооперативы |
≤150 |
0,1637 | 0,1228 |
0,1066 |
|||
Биомасса, частные домохозяйства или энергетические кооперативы |
≤150 |
0,1239 |
|||||
Биогаз, частные домохозяйства или энергетические кооперативы |
≤150 |
0,1239 |
|||||
Гидроэлектростанция, частные домохозяйства или энергетические кооперативы |
≤150 |
0,1745 | 0,1572 |
0,1395 |
|||
Геотермальная энергия, частные домохозяйства или энергетические кооперативы |
≤150 |
0,1502 | 0,1352 |
0,1201 |