1. Home
  2. /
  3. Insights
  4. /
  5. Открытие ІТ-компании в Украине
8 августа, 2021

Открытие ІТ-компании в Украине

Вступление
1. Регистрация ООО в Украине
2. Виды экономической деятельности
3. Система налогообложения
4. Открытие банковского счета и оплата уставного капитала
5. Трудоустройство иностранца на должность директором
6. Аренда офиса
7. Правоотношения ООО и наемных работников
8. Правоотношения ООО и субподрядчиков (ФЛП)

Старт ІТ-компании в Украине имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать иностранцам для успешного начала и ведения ІТ-бизнеса.

1. Регистрация ООО в Украине

Организационно-правовой формой, которая пользуется популярностью в Украине, как среди резидентов, так и среди нерезидентов, является общество с ограниченной ответственностью (ООО). Документы, представляемые заявителем для государственной регистрации ООО:

  • заявление о государственной регистрации создания юридического лица;
  • экземпляр оригинала (нотариально заверенную копию) решения учредителей о создании ООО;
  • устав общества (рекомендуется нотариальное заверение подписей участников);
  • структура собственности по форме и содержанию, определенными в соответствии с законодательством Украины;
  • документ, подтверждающий регистрацию иностранного лица в стране его местонахождения (выписка из торгового, банковского, судебного реестра), – в случае создания ООО в Украине, учредителем (учредителями) которого является иностранное юридическое лицо;
  • нотариально заверенная копия документа, удостоверяющего личность, являющегося конечным бенефициарным владельцем ООО;
  • доверенность для лиц, уполномоченных участниками ООО подписывать и регистрировать устав от имени участников. Доверенности и другие документы, выданные за рубежом, требуют официального заверения (апостилизации или консульской легализации – в зависимости от страны, где был выдан соответствующий документ).

2. Виды экономической деятельности

В уставе ООО, а также собственно при регистрации ООО следует правильно подобрать и указать виды деятельности, соответствующие Классификации видов экономической деятельности (КВЭД). К базовым КВЭД, обычно используемым в ІТ-бизнесе, относятся:

62.01 – Компьютерное программирование;
62.02 – Консультирование по вопросам информатизации;
62.03 – Деятельность по управлению компьютерным оборудованием;
62.09 – Другая деятельность в сфере информационных технологий и компьютерных систем;
63.11 – Обработка данных, размещение информации на веб-узлах и связанная с ними деятельность;
63.12 – Веб-порталы;
63.99 – Предоставление других информационных услуг, не включенных в другие группы

Кроме того, к ним могут добавляться другие КВЭДы, в зависимости от специфики деятельности конкретной компании.

3. Система налогообложения

При регистрации ІТ-компании сразу следует выбрать систему налогообложения в зависимости от объемов запланированных доходов – общую или упрощенную систему налогообложения.

Юридические лица в ІТ-сфере имеют право выбрать упрощенную систему налогообложения III группы, предлагаемую лицам, у которых в течение календарного года объем дохода не превышает 1167 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года. В настоящее время это составляет около 7 млн. грн. (приблизительно 218 тыс. евро).

Процентная ставка единого налога для плательщиков III группы устанавливается в размере:

1) 3% дохода в случае уплаты налога на добавленную стоимость;

2) 5% процентов дохода – в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

4. Открытие банковского счета и оплата уставного капитала

После регистрации ООО в Едином государственном реестре (ЕГР) руководитель ООО обращается в отделение банка для открытия текущего счета.

Важно! Присутствие руководителя является обязательным условием для открытия счета, так как он выступает от имени предприятия и имеет право подписи. Также ему необходимо будет подписать «перечень лиц, имеющих в соответствии с законодательством Украины право распоряжаться счетом», заверить копии документов и получить доступ к системе клиент-банк (в разных банках разные процедуры).

Необходимые документы:

  • паспорт и идентификационный код руководителя (оригиналы);
  • приказ на назначение руководителя (оригинал);
  • протокол (решение) о назначении руководителя (оригинал);
  • опись документов от государственного регистратора (оригинал);
  • печать ООО (при наличии);
  • структура собственности по установленной форме.

Некоторые банки также запрашивают:

  • копии паспортов конечных бенефициарных собственников (при наличии);
  • копию выписки из торгового реестра учредителей – юридических лиц-нерезидентов.

Нерезиденты при открытии счетов обычно отдают предпочтение проверенным банкам с иностранными инвестициями, имеющим много отделений в Украине и за рубежом. С такими банками можно вести конструктивный диалог, они не требуют лишних документов, в том числе при открытии счетов.

Тип счета зависит от потребностей компании, от того, в какой валюте будут заходить средства на счет – только гривна или также иностранная валюта. Нерезидентам обычно удобнее сразу открыть мультивалютный счет.

  • не обязательно указывать размер уставного капитала в уставе, можно указать его только в протоколе общего собрания учредителей; в случае указания размера уставного капитала в уставе ООО при принятии решения об изменении уставного капитала необходимо каждый раз подавать государственному регистратору устав в новой редакции;
  • если нерезиденты-основатели указывают размер уставного капитала в уставе (протоколе) в гривне, могут возникнуть проблемы с зачислением средств на счет компании, так как нерезидент перечисляет денежные средства в иностранной валюте, а конвертируемая сумма в гривнах на дату перечисления нерезидентом и на дату зачисления на счет ООО может отличаться. Как результат, украинские банки отказываются зачислять средства на счет украинского ООО, ссылаясь на отсутствие для этого правовых оснований, поскольку сумма к зачислению не соответствует учредительным документам. Этого можно избежать, указав в уставе (протоколе) эквивалент в иностранной валюте (например, долларе США или евро) и перечислив в качестве уставного капитала именно эту сумму в иностранной валюте.

5. Трудоустройство иностранца на должность директором

Если учредители желают, чтобы директором украинского ООО был иностранец, сначала необходимо получить разрешение на применение труда иностранца (если этот иностранец не относится к категории лиц, для которых согласно законодательству Украины не требуется разрешение). Для этого действующий директор общества должен подать документы в Госслужбу по вопросам труда согласно перечню:

1) заявление по установленной форме;
2) копии страниц паспорта иностранца с личными данными вместе с переводом на украинский язык, заверенным в установленном порядке;
3) цветная фотография иностранца 3,5 x 4,5 см;
4) копия проекта трудового договора (контракта) с иностранцем, заверенная работодателем.

Работодатель может получить разрешение на применение труда иностранца, при условии выплаты заработной платы в размере не менее 10 минимальных заработных плат, что в настоящее время составляет 60 тыс. грн. (приблизительно 1 870 евро).

Так как иностранец не может сразу стать директором открытого в Украине ООО, поэтому при регистрации ООО необходимо сначала назначить временным директором гражданина Украины, который сможет подать документы для получения разрешения на применение труда иностранца. Часто иностранцу необходимо оформить вид на жительство в Украине.

6. Аренда офиса

Поскольку ООО еще не создано, оно не может арендовать офис от своего имени. В то же время, при регистрации в ЕГР необходимо указать адрес местонахождения ООО. Часто компании выходят из такой ситуации, арендуя юридический адрес для регистрации, а после регистрации заключают договор аренды и меняют адрес местонахождения.

Если же помещение для офиса найдено и необходимо срочно подписать договор аренды, чтобы помещение не сдали в аренду третьему (другому) лицу, договор аренды может заключаться с доверенным физическим лицом, а после регистрации ООО такой договор аренды по договоренности с арендодателем можно перезаключить с ООО (здесь возможны различные пути замены стороны арендатора в договоре аренды).

7. Правоотношения ООО и наемных работников

При заключении трудовых договоров с ІТ-сотрудниками, следует обратить внимание на следующее:

  • названия должностей должны соответствовать действующему Национальному классификатору Украины ДК 003: 2010 «Классификатор профессий», утвержденному приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 №327, иначе Работодатель рискует получить штраф за нарушение трудового законодательства, а работник – потерять стаж для получения пенсии. Стоит отметить, что действующий в Украине Классификатор профессий не всегда содержит точные соответствия тем профессиям, де-факто существующим в ІТ-сфере, поэтому компании вынуждены выбирать из наиболее близких к современным профессиям, например (с кодами):

2131.2 – Аналитик по компьютерным коммуникациям
2131.2 – Аналитик компьютерных систем
2131.2 – Аналитик компьютерного банка данных
2131.2 – Аналитик операционного и прикладного программного обеспечения
2131.2 – Аналитик программного обеспечения и мультимедиа
2131.2 – Инженер по компьютерным системам
2131.2 – Инженер по программному обеспечению компьютеров
2131.2 – Инженер-исследователь компьютеризированных систем и автоматики
2131.2 – Конструктор компьютерных систем
2132.2 – Инженер-программист
2132.2 – Программист (база данных)
2132.2 – Программист прикладной
2132.2 – Программист системный
3121 – Техник-программист
3121 – Техник системного администрирования
3121 – Специалист по информационным технологиям
3121 – Специалист по разработке и тестированию программного обеспечения
3121 – Специалист по разработке компьютерных программ.

  • ІТ-компании в Украине развиваются в достаточно динамичной конкурентной среде, поэтому необходимо тщательно прописать условия договора о коммерческой тайне, конфиденциальной информации и неконкуренции, чтобы обезопасить стабильность позиции компании на рынке;
  • поскольку выполнение трудовых обязанностей и служебных задач в соответствии с трудовым договором в ІТ-компании часто связаны с созданием объектов интеллектуальной собственности, во избежание нарушений авторских прав наемных работников следует предусмотреть в договоре процедуру перехода имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности в ІТ-компании и вознаграждение за них.

8. Правоотношения ООО и субподрядчиков (ФЛП)

ІТ-компании в Украине, кроме наемных работников, часто привлекают к оказанию своих услуг (выполнению работ) в качестве субпоставщиков услуг (субподрядчиков) физических лиц-предпринимателей (ФЛП). При заключении договоров с ФЛП стоит обратить внимание на следующее:

  • во-первых, поскольку деятельность ФЛП (так же, как и наемных работников) по договору с ІТ-компанией тесно связана с созданием/использованием объектов интеллектуальной собственности, следует урегулировать в договоре порядок передачи компании имущественных авторских и/или смежных прав на объекты интеллектуальной собственности и их оплаты; рекомендуется также подписывать акт приема-передачи авторских и смежных прав;
  • во-вторых, следует так же, как и в случае с наемными работниками, детально урегулировать вопрос коммерческой тайны, конфиденциальной информации и их неразглашении, а также неконкуренции;
  • в-третьих, существуют риски признания факта трудовых отношений между ООО и ФЛП, влекущие за собой применение к ІТ-компании штрафных санкций, а также доначисления единого социального взноса (22%), налога на доходы физических лиц (18%) и военного сбора (1,5%).

При этом суды указывают, что характерными признаками трудовых отношений являются:

  • систематическая выплата заработной платы за процесс труда (а не ее результат);
  • подчинение правилам внутреннего трудового распорядка;
  • выполнение работы по профессии (должности), определенной действующим Национальным классификатором Украины ДК 003:2010 «Классификатор профессий», утвержденным приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 №327;
  • обязанность работодателя предоставить рабочее место;
  • соблюдение правил охраны труда на предприятии;
  • оказание услуг (выполнение работ) исключительно для одного Заказчика и тому подобное.

Следовательно, договоры с ФЛП не должны содержать признаков трудовых договоров, а должны соответствовать законодательным требованиям к хозяйственным договорам:

  • договор с ФЛП, как хозяйственный договор, не может быть бессрочным, а должен быть заключен на определенный срок;
  • договор не должен содержать прямого запрета на оказание услуг (выполнение работ) для других заказчиков;
  • оказанные услуги (выполненные работы) обязательно должны передаваться по акту оказанных услуг (выполненных работ) /актом приема-передачи или другим подобным актом;
  • следует разработать систему оплаты услуг по видам услуг (работ) в соответствии с зарегистрированными КВЭД ФЛП, которые ФЛП будут предоставлять (выполнять), закрепив ее в договоре (или приложении к нему);
  • в договоре следует предусмотреть ответственность ФЛП в связи с ненадлежащим оказанием услуг (выполнением работ) или их предоставления (исполнения) с опозданием, а также за нарушение условий договора о неразглашении конфиденциальной информации и неконкуренции.
Все новости