Обязанность обновлять данные о конечных бенефициарах
28 апреля 2020 года вступил в силу Закон Украины № 361-IX «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее – Закон). Среди прочего, Закон внес изменения в процедуру раскрытия конечных бенефициарных владельцев юридических лиц.
Так, юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу этого Закона, обязаны подать государственному регистратору информацию о конечном бенефициарном владельце и структуре собственности в течение 3 месяцев со дня вступления в силу нормативно-правового акта (таким актом является Приказ Госфинмониторинга), которым будет утверждена форма и содержание структуры собственности.
Вместе с тем, Законом предусмотрена обязанность юридического лица поддерживать информацию о конечном бенефициарном владельце и структуре собственности в актуальном состоянии, обновлять ее и подавать государственному регистратору документы, подтверждающие эти изменения, в течение 30 рабочих дней со дня возникновения таких изменений.
Если же юридическое лицо обнаружит неполноту или неточности либо ошибки в ранее предоставленной государственному регистратору информации о конечном бенефициарном владельце и структуре собственности, оно не позднее 3 рабочих дней со дня их обнаружения повторно должно подать откорректированные сведения.
Кроме того, все юридические лица будут обязаны ежегодно, начиная с 2021 года, в течение 14 календарных дней с даты своей государственной регистрации, подтверждать сведения о конечном бенефициарном владельце. Например, если дата регистрации компании 10.01.2018 года, то ей необходимо будет подтверждать сведения о конечных бенефициарных владельцах в период с 11 по 25 января каждого года начиная с 2021 года.
Для этого нужно будет предоставлять государственному регистратору следующие документы:
- заявление о подтверждении сведений о конечном бенефициарном владельце;
- структуру собственности по форме и содержанию, определенными в соответствии с законодательством;
- выписку или другой документ из торгового, банковского, судебного реестра и т. п. (легализованный согласно законодательству Украины), подтверждающий регистрацию юридического лица – нерезидента в стране его местонахождения (в случае, если учредителем юридического лица является юридическое лицо-нерезидент);
- нотариально заверенную копию паспорта конечного бенефициарного владельца, кроме владельцев биометрического паспорта.
В случае, если у юридического лица или учредителя (участника) этого юридического лица нет конечного бенефициарного владельца, то государственному регистратору предоставляются сведения о его отсутствии с обоснованием причины. Среди основных причин отсутствия конечного бенефициарного собственника является отсутствие у юридического лица участника, который бы владел не менее 25% уставного капитала (прав голоса).
За непредоставление или несвоевременное предоставление государственному регистратору информации о конечном бенефициарном владельце юридического лица или об его отсутствии Законом предусмотрены штрафные санкции, которые будут налагаться на руководителя юридического лица (исполнительный орган). Размер таких санкций составит от 17 000 грн. до 51 000 грн.
Важно также напомнить, что конечным бенефициарным владельцем является:
- для юридических лиц: любое физическое лицо, осуществляющее решающее влияние на деятельность юридического лица (в том числе путем цепи контроля / владения);
- для трастов, созданных в соответствии с законодательством страны их создания: учредитель, доверительный собственник, защитник (при наличии), выгодополучатель (выгодоприобретатель) или группа выгодополучателей (выгодоприобретателей), а также любое другое физическое лицо, осуществляющее решающее влияние на деятельность траста (в том числе путем цепи контроля / владения);
- для других подобных правовых образований: лицо, имеющее статус, эквивалентно или аналогично лицам, указанным для трастов.
Признаком осуществления прямого решающего влияния на деятельность является непосредственное владение физическим лицом долей в размере не менее 25% уставного (складочного) капитала или прав голоса юридического лица.