Как правильно отвечать на информационные вопросы АМКУ
Антимонопольный комитет Украины продолжает изучать и исследовать рынки Украины с целью определения границ отдельных товарных рынков, определения возможного монопольного (доминирующего) положения отдельных субъектов хозяйствования или согласованных действий отдельных участников соответствующих рынков. В 2016 году АМКУ акцентировал свое внимание на исследовании рынка топливно-энергетических ресурсов, финансового сектора, фармацевтического рынка, сферы обращения подакцизных товаров, рынка сети оптовой торговли продуктами питания и тому подобному.
Правовые основания для направления требований о предоставлении информации
Специалисты, государственные служащие АМКУ с целью исследования товарных рынков и рынков услуг, рассмотрения заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции или по инициативе органов АМКУ, присылают субъектам хозяйствования письменные требования о предоставлении информации. Следует отметить, что субъекты хозяйствования обязаны предоставить соответствующую информацию по полученным вопросам. Требования органов АМКУ о предоставлении информации могут предусматривать как одноразовое, так и периодическое предоставление информации с целью постоянного мониторинга цен на продукцию или на услуги на соответствующем рынке.
Согласно ст. 7 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», в сфере осуществления контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции АМКУ имеет полномочия при рассмотрении заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, проведении проверки и в других, предусмотренных законом, случаях требовать от юридических лиц, других субъектов хозяйствования, их структурных подразделений, филиалов, представительств, их должностных лиц и работников, физических лиц, предоставить информацию, в том числе — с ограниченным доступом. При этом законодательство определяет информацию как сведения в любой форме и виде, которые сохранены на любых носителях (в том числе переписка, книги, заметки, иллюстрации, карты, диаграммы, органиграммы, рисунки, схемы, фотографии, голограммы, кино-, видео-, микрофильмы, звуковые записи, базы данных компьютерных систем или полное или частичное воспроизведение их элементов), объяснения лиц и любые другие публично объявленные или документированные сведения.
Таким образом, АМКУ и его органы вправе запрашивать и получать от субъектов хозяйствования практически любую информацию, как в форме письменных объяснений на поставленные вопросы, так и в виде приобщенных, надлежащим образом заверенных, копий документов, которые могут иметь гриф «с ограниченным доступом», «конфиденциальная информация» или даже «коммерческая тайна». Копии документов или их копии, другую информацию субъекты хозяйствования предоставляют бесплатно. Информация, полученная органом АМКУ от субъекта хозяйствования, не передается никаким третьим лицам и используется АМКУ только для проведения исследований на соответствующих рынках, рассмотрения заявлений о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, выяснения обстоятельств дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.
Учитывая практику деятельности органов АМКУ, необходимо отметить, что специалисты АМКУ могут законно получать информацию из любых других источников (как переписка по электронной почте, записи на страницах социальных сетей, статьи в печатных СМИ), приобщать такую информацию к материалам дела и процессуально оформлять полученную информацию (путем составления протокола изъятия документов у субъекта хозяйствования или других документов, которые должны быть приобщены к делу). В случае если будет иметь место незаконное получение информации, такую изъятую информацию могут признать незаконной, а соответственно, и доказательства по делу о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции не будут учитываться.
На чем стоит акцентировать внимание
В случае получения письменного требования от органа АМКУ субъекту хозяйствования необходимо, прежде всего, обратить внимание на следующие моменты:
- на каком основании и с какой целью орган АМКУ направил требование о предоставлении информации; подписано ли такое требование уполномоченным лицом АМКУ/соответствующим органом АМКУ;
- дата получения требования и конечный срок предоставления информации на вопрос требования;
- количество сформулированных требований от органа АМКУ;
- определить четкий период, за который АМКУ просит предоставить информацию;
- в какой форме и каким образом (в письменной, материальной, табличной форме, средствами электронной почты, факсом и т.п.) необходимо предоставить информацию АМКУ;
- добавлены ли к требованию органа АМКУ таблицы, которые субъекту хозяйствования необходимо заполнить;
- на какой электронный адрес АМКУ необходимо прислать информацию на вопрос требования.
В случае если в требовании органа АМКУ есть множество вопросов и необходимо подготовить большой объем обобщенной информации или сделать значительное количество заверенных копий документов (договоров, писем, бухгалтерских документов и т.п.), субъекту хозяйствования следует обратиться в орган АМКУ с письменным ходатайством о продлении срока подготовки и предоставления информации по требованию или на отдельные вопросы требования. Такое ходатайство может быть изложено в простой письменной форме, на официальном фирменном бланке субъекта хозяйствования, но с обязательным обоснованием причины продления срока предоставления информации по требованию АМКУ. Если причины являются обоснованными, то, как правило, орган АМКУ удовлетворяет такие ходатайства полностью или хотя бы частично.
Нередко требования органов АМКУ включают общий запрос вроде «предоставления другой дополнительной информации, которая, по мнению субъекта хозяйствования, будет способствовать полному и объективному проведению исследования Комитетом вопросов…». Субъекту хозяйствования необходимо предоставить такую информацию, а в случае ее отсутствия, обязательно уведомить орган АМКУ, что такой дополнительной информации субъект хозяйствования не обладает. В таком случае орган АМКУ не будет иметь юридических оснований считать, что субъект хозяйствования не предоставил ответы на отдельный вопрос в требовании. Игнорирование такого вопроса будет давать органу АМКУ формальное основание возбудить дело о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции (путем подачи информации по требованию органа АМКУ в неполном объеме).
С целью обобщения большого объема информации, которую запрашивает орган АМКУ, предприятие может подавать обобщенную информацию на вопрос требования в форме таблицы с соответствующими разъяснениями. Предоставление информации в табличной форме должно быть понятно для специалистов АМКУ и не вызывать дополнительных вопросов с их стороны.
Как показывает практика, часто субъекты хозяйствования при получении требования органа АМКУ пытаются предоставить всю имеющуюся информацию. Следует отметить, что органу АМКУ необходима только та информация, которая касается предмета исследования (рынка исследования) и указанная в вопросах требования АМКУ. Не стоит отправлять сразу копии всех документов, которые могут иметь отношение к предмету исследования, если такого прямого требования нет. Достаточно ограничиться письменными объяснениями по затронутым в требовании вопросам. Уже в случае получения дополнительного требования с указанием необходимости предоставления копии соответствующих документов, можно будет предоставить следующие документы.
Орган АМКУ может в своем вопросе о предоставлении информации отметить срок, в течение которого необходимо подготовить и предоставить соответствующую информацию (в основном, это 10, 15 или 30 календарных дней). Бывают ситуации, когда в вопросах органа АМКУ указано количество дней для предоставления ответа, но в требовании не указано, например, «…с даты получения требования Комитета». В таких случаях субъекты хозяйствования сталкиваются с трудностями в определении точной даты, с которой начинается отсчет срока, в течение которого необходимо подготовить и предоставить информацию, которая запрашивается. Согласно судебной практике отсчет сроков начинается с даты получения (вручения) запроса органа АМКУ. Необходимо помнить, что почтовое отправление принадлежит адресату только с момента вручения ему (дата отправления такого почтового отправления не играет роли).
Виды информационных нарушений и штрафные санкции
В случае непредставления субъектом хозяйствования информации, предоставление информации в неполном объеме или предоставление недостоверной информации, на субъект хозяйствования могут быть наложены значительные штрафные санкции, которые предусмотрены законодательством о защите экономической конкуренции.
Так, в соответствии со статьей 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», нарушениями законодательства об экономической конкуренции являются:
- непредставление информации в установленные органами АМКУ или нормативно-правовыми актами сроки. Под непредставлением информации подразумевается непредставление информации ни на один вопрос требования органа АМКУ и/или представление с нарушением срока предоставления информации, указанного в требовании;
- представление информации в неполном объеме в установленные сроки. Под представлением информации в неполном объеме имеется в виду представление информации в сроки, которые были указаны в требовании органа АМКУ, но не на все вопросы, которые были указаны в требовании;
- представление недостоверной информации. Под представлением недостоверной информации подразумевается представление информации в сроки, которые были указаны в требовании органа АМКУ, но информация, предоставленная в ответ на один или несколько вопросов требования, была неточной, вымышленной и тому подобное. То есть орган АМКУ имел возможность проверить, сверить из других источников такую информацию и определить, является ли она достоверной и возбудить соответствующее дело о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции против субъекта хозяйствования, если будет иметь место такой случай.
В соответствии со статьей 52 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», органы АМКУ могут наложить за каждое указанное выше нарушение штраф в размере до 1% дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором наложен штраф. Стоит отметить, что при подготовке ответов по требованию органа АМКУ субъект хозяйствования может совершить одновременно несколько информационных нарушений, например, предоставить информацию с нарушением установленных органом АМКУ сроков и предоставить недостоверную информацию на один или несколько вопросов требования. В таком случае орган АМКУ имеет право (если факты нарушения доказаны) наложить на предприятие один штраф (в размере до 1% выручки за последний отчетный год) за несвоевременное представление информации по требованию органа АМКУ и второй штраф (в размере до 1% выручки за последний отчетный год) за предоставление недостоверной информации.
Субъектам хозяйствования также необходимо учесть, что в течение пяти дней со дня уплаты штрафа субъект хозяйствования обязан направить в АМКУ документы, подтверждающие уплату штрафа (копию платежного поручения с отметкой банка). За каждый день просрочки уплаты штрафа взимается пеня в размере 1,5% от суммы штрафа.
Практика последних месяцев показывает, что на добросовестных субъектов хозяйствования, которые совершили информационные нарушения нечаянно, органы АМКУ могут накладывать штрафы в рамках базового размера штрафа за такие нарушения. В соответствии с утвержденными в прошлом году рекомендательными разъяснениями № 16-рр «О применении положений ч. 2 и ч. 5 статьи 52 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», ч. 1 и ч. 2 статьи 21 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции»», базовый размер штрафа за информационные нарушения определяется в диапазоне от 27000 грн. до 136000 грн. При этом окончательный размер штрафа корректируется с учетом отягчающих и смягчающих обстоятельств.
Учитывая, что большинство субъектов хозяйствования совершают информационные нарушения по незнанию требований специального законодательства о защите экономической конкуренции, АМКУ в своих рекомендательных разъяснениях определил, что базовый размер штрафа может быть уменьшен до 50% совокупно в случае предоставления субъектом хозяйствования доказательств существования таких смягчающих обстоятельств. Смягчающими обстоятельствами считаются, в частности, устранение условий, способствовавших совершению нарушения, до принятия соответствующего решения АМКУ; сотрудничество с органами АМКУ, которое способствовало установлению обстоятельств дела; прекращение ответчиком действий/бездействия, содержащих признаки нарушения, до принятия соответствующего решения/предыдущего решения органа Комитета; возмещение вреда, причиненного нарушением, или устранение нарушения другим способом до принятия соответствующего решения органа Комитета. Указанный перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим. В зависимости от обстоятельств дела могут быть учтены другие обстоятельства, свидетельствующие о том, что нарушитель совершил действия, направленные на смягчение негативных последствий нарушения для конкуренции, интересов потребителей на товарных рынках Украины.
В случае доказанных отягчающих обстоятельств (например, отказ от сотрудничества с органами АМКУ, создание препятствий в расследовании дела о нарушении) базовый размер штрафа может быть увеличен до 50% совокупно.