Изменено законодательство в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог
25 марта 2018 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог» (далее по тексту – «Закон»), который был принят 27 февраля 2018 года. Изменения направлены на совершенствование законодательного регулирования строительства и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования государственного значения на условиях концессии.
Следует отметить, что к этому времени в действующем законодательстве существовали проблемы, на решение которых и направлен принятый Закон, в частности:
- не было установлено достаточных гарантий для субъектов предпринимательской деятельности;
- не были четко разграничены полномочия органов государственной власти, которые уполномочены на принятие решений, связанных с определением объектов концессии и проведения концессионного конкурса.
Теперь, после внесения изменений в Законы «О концессиях», «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог», «Об автомобильных дорогах», «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины», «Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, которые находятся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости» предусматривается, что:
- для строительства и эксплуатации на условиях концессии могут передаваться дороги общего пользования государственного значения. Но при этом платные автомобильные дороги общего пользования остаются в государственной собственности, не подлежат приватизации, по ним не могут совершаться действия, следствием которых может быть отчуждение дорог из государственной собственности;
- после принятия решения о строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, которые могут быть предоставлены в концессию, органам исполнительной власти запрещается совершать какие-либо действия по предоставлению земельных участков, предусмотренных для строительства и эксплуатации этих автомобильных дорог, в пользование и/или собственность граждан или юридических лиц;
- Кабинет Министров Украины принимает решение о проведении концессионного конкурса, в котором, в частности, указываются технические параметры автомобильной дороги, базовые финансовые показатели предоставления автомобильной дороги в концессию, предельный срок, на который предоставляется концессия, предельный размер компенсаций концессионеру, маршрут альтернативного бесплатного проезда. При этом альтернативный бесплатный проезд транспортных средств по автомобильным дорогам обеспечивается в течение всего срока использования платной автомобильной дороги;
- Кабинет Министров Украины определяет максимальный размер платы за разовый проезд автомобильными дорогами, построенными на условиях концессии, который уплачивается с учетом уровня инфляции;
- при некоторых условиях концессиедателем осуществляются компенсации концессионеру;
- автомобильные дороги (их участки) относят к разряду платных лишь при условии их существенного усовершенствования и обеспечения альтернативного проезда транспортных средств бесплатными автомобильными дорогами;
- в случае, если отчуждается часть земельного участка для строительства, капитального ремонта, реконструкции и обслуживания дорог, мостов, эстакад и объектов, необходимых для их эксплуатации, возможность рационального использования остатка ее площади по целевому назначению определяется собственником и по требованию собственника отчуждению подлежит весь земельный участок;
- решение соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о выкупе земельного участка и объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, для строительства, капитального ремонта, реконструкции и обслуживания дорог, мостов, эстакад и объектов, необходимых для их эксплуатации, имеет неограниченный срок действия.
Компенсация концессионеру предусмотрена Законом при таких условиях:
- право на компенсацию части недополученного дохода, размер которого предполагается концессионным договором;
- компенсация выплачивается концессионеру в случае, если по результатам отчетного года сумма годового дохода, полученного концессионером от эксплуатации объекта концессии, меньше запланированной суммы такого годового дохода;
- размер компенсации определяется по результатам отчетного года и не может превышать 15 процентов от запланированного дохода за соответствующий год согласно условиям договора.
Планируется, что воплощение Закона в жизнь будет способствовать созданию условий для привлечения инвестиций в отрасль и страну в целом для строительства и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования государственного значения, а также позволит обеспечить надлежащее содержание и своевременный ремонт таких дорог и улучшить их техническое состояние.