1. Home
  2. /
  3. Новости
  4. /
  5. Принят Закон о поддержке крупных инвесторов в Украине
1 января, 2021

Принят Закон о поддержке крупных инвесторов в Украине

1. Новый Закон
2. Критерии инвестиционного проекта
3. Формы поддержки инвестора
4. Специальный инвестиционный договор
Заключение специального инвестиционного договора
Ответственность по специальному инвестиционному договору
5. Кому не будет оказываться поддержка?

 

17 декабря 2020 года Верховная Рада Украины приняла Закон «О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями». Данный Закон кроме направлений государственной поддержки инвестиционных проектов со значительными инвестициями, создания новых рабочих мест определяет также стимулирование экономического развития регионов и рост конкурентоспособности экономики Украины.

Выделен новый вид инвестора – инвестора со значительными инвестициями и инвестиционный проект со значительными инвестициями. Кроме того, предусмотрен ряд льгот для таких инвесторов, определены формы (инструменты) оказания государственной поддержки инвестиционным проектам со значительными инвестициями.

Закон предусматривает создание специального правительственного учреждения, которое будет заниматься сопровождением этих инвестиционных проектов, помощью инвесторам от начала проекта и в течение всего времени их продолжительности.

Критерии инвестиционного проекта

Согласно Закону инвестиционный проект со значительными инвестициями должен соответствовать всем следующим требованиям:

1. проект реализуется на территории Украины в сферах перерабатывающей промышленности (кроме деятельности по производству и обороту табачных изделий, спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков), добычи с целью дальнейшей переработки или обогащения полезных ископаемых (кроме каменного и бурого угля, сырой нефти и природного газа), обращения с отходами, транспорта, складского хозяйства, почтовой и курьерской деятельности, логистики, образования, науки и научно-технической деятельности, здравоохранения, искусства, культуры, спорта, туризма и курортно-рекреационной сферы;

2. проект должен обеспечить создание 80 новых рабочих мест со средней заработной платой работников, размер которой не менее чем на 15% превышает размер средней заработной платы в соответствующей сфере в регионе (в котором реализуется проект) за предыдущий календарный год;

3. размер инвестиций в объекты инвестирования в течение срока реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями превышает сумму, эквивалентную 20 миллионам евро;

4. проект должен предусматривать строительство, модернизацию, техническое и/или технологическое переоснащение объектов инвестирования, приобретение необходимого оборудования (оснащения) и комплектующих изделий к нему, а также может предусматривать строительство за счет средств инвестора необходимых для реализации инвестиционного проекта объектов смежной инфраструктуры;

5. срок реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями не должен превышать 5 лет.

Формы поддержки инвестора

Законом предусмотрено, что государственная поддержка инвестиционных проектов со значительными инвестициями может предоставляться инвестору в таких формах:

  • освобождение от налога на прибыль на 5 лет, от уплаты налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины при ввозе нового оборудования;
  • обеспечение преимущественного права землепользования земельным участком государственной или коммунальной собственности для реализации инвестиционного проекта. Речь идет о предоставлении земельного участка государственной или коммунальной собственности в пользование (аренду) с взиманием платы за землю на условиях, предусмотренных специальным инвестиционным договором. При этом инвестору может предоставляться преимущественное право приобретения в собственность такого земельного участка после истечения срока специального инвестиционного договора;
  • обеспечение за счет средств государственного, местных бюджетов и других законных источников строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов смежной инфраструктуры (автомобильных дорог, линий связи, средств тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерных коммуникаций и т. п.), необходимых для реализации инвестиционного проекта(государственная поддержка в этой форме будет предоставляться начиная с 1 января 2022 года).

Общий объем государственной поддержки устанавливается в специальном инвестиционном договоре и не должен превышать 30% планового объема значительных инвестиций по инвестиционному проекту со значительными инвестициями.

Специальный инвестиционный договор

Специальный инвестиционный договор заключается на срок, согласованный сторонами, но не более чем на 15 лет. В договоре определяется срок реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, который не может превышать 5 лет с даты заключения договора.

Информация об общем объеме государственной поддержки и объем фактически предоставленной государственной поддержки по специальному инвестиционному договору является публичной, вносится в реестр инвестиционных проектов со значительными инвестициями и размещается на официальном сайте Министерства экономики Украины.

Заключение специального инвестиционного договора

Заявитель, который намерен реализовать инвестиционный проект со значительными инвестициями и получить государственную поддержку, готовит и подает в Министерство экономики Украины:

  • заявку;
  • документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям финансовой состоятельности, определенным Кабинетом Министров Украины, а также его непринадлежности к лицам, которые не могут быть заявителями;
  • технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта со значительными инвестициями (с обязательным указанием социального эффекта от его реализации), требования к которому устанавливаются Кабинетом Министров Украины;
  • проект специального инвестиционного договора.

Оценка инвестиционного проекта со значительными инвестициями проводится Минэкономики в течение 60 календарных дней со дня получения документов от заявителя. К проведению оценки инвестиционного проекта со значительными инвестициями обязательно привлекаются Антимонопольный комитет Украины, Министерство финансов Украины, Министерство юстиции Украины, Государственная экологическая инспекция Украины, и орган местного самоуправления (если государственная поддержка предоставляется таким органом для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями), могут привлекаться другие государственные органы в соответствии с компетенцией.

По результатам оценки инвестиционного проекта со значительными инвестициями Минэкономики готовит один из таких выводов:

1. вывод о целесообразности реализации инвестиционного проекта и заключения специального инвестиционного договора. В таком случае в течение 30 рабочих дней проект договора вместе с проектом решения о его заключении направляется в Кабинет Министров Украины и соответствующего органа местного самоуправления, который должен стать стороной договора. Кабинет Министров Украины в течение 30 календарных дней со дня получения проекта договора и решения соответствующего органа местного самоуправления принимает решение о заключении договора.

2. вывод о нецелесообразности реализации инвестиционного проекта и отказ в заключении специального инвестиционного договора. Такой вывод может быть обжалован в судебном порядке.

Ответственность по специальному инвестиционному договору

  • заявитель несет солидарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора инвестором;
  • не подлежит возмещению упущенная выгода стороны договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств другой стороной;
  • в случае установления решением суда или арбитража факта несоблюдения гарантий стабильности условий производства инвестором хозяйственной деятельности при реализации инвестиционного проекта инвестор имеет право на компенсацию понесенных убытков, если иное не предусмотрено условиями специального инвестиционного договора;
  • в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения заявителем и / или инвестором своих обязательств Кабинет Министров Украины имеет право досрочно расторгнуть договор в одностороннем порядке. В таком случае инвестор обязан оплатить полную сумму высвобожденных от налогообложения средств и компенсировать государству объем другой предоставленной ему государственной поддержки;
  • в случае расторжения договора в связи с невыполнением инвестором обязательств по объему инвестиций и / или несоблюдением срока реализации инвестиционного проекта, установленных договором, инвестор обязан уплатить штраф в размере всей суммы предоставленной государственной поддержки. Кроме того инвестор обязан уплатить налоги и сборы, от уплаты которых он был освобожден. Данные положения не применяются в случае, если такое неисполнение обусловлено нарушением обязательств государства по предоставлению государственной поддержки по договору или возникновением форс-мажорных обстоятельств.

Кому не будет оказываться поддержка?

Государственная поддержка не будет предоставляться для реализации инвестиционных проектов в сферах возобновляемых источников энергии, растениеводства и в финансовой сфере.

Не смогут быть заявителями для получения государственной финансовой поддержки в частности:

  • неприбыльные предприятия,
  • юридические лица, информация о конечных бенефициарных собственниках которых не раскрыта,
  • предприятия, зарегистрированные в оффшорных зонах, или предприятия, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) принадлежат юридическим лицам, зарегистрированным в оффшорных зонах,
  • юридические лица, зарегистрированные в Российской Федерации, и юридические лица, бенефициарные владельцы акций (долей) которых являются резидентами Российской Федерации и тому подобное.
Все новости