Национальная стратегия управления отходами в Украине
1. Стратегия управления отходами
2. Бытовые и промышленные отходы
3. Опасные отходы
4. Отходы производства продукции сельского хозяйства
5. Специфические виды отходов
6. Сортировка мусора
В современных условиях проблема накопления отходов производства и потребления является одной из ведущих угроз экологической безопасности. Сейчас в Украине происходит рост объемов образования отходов, в том числе химически опасных, значительно распространяются площади несанкционированных свалок.
Для решения этой проблемы в 2017 году Кабинет Министров Украины утвердил Национальную стратегию управления отходами в Украине до 2030 года. Стратегия, в частности, предусматривает создание региональных центров по утилизации отходов, внедрение принципов циклической экономики и расширенной ответственности производителя, который подтолкнет бизнес к минимизации образования отходов и заинтересованности в их переработке, а также внедрение пятиступенчатой иерархии обращения с отходами, которая работает в Европейском Союзе. Это прежде всего предотвращение образования отходов и лишь в отдельных случаях – их захоронение. Органы местного самоуправления Украины обязаны создать систему пунктов повторного использования некоторых товаров, например, бытовой техники, мебели, одежды.
Приоритетом в сфере обращения с сельскохозяйственными отходами должна стать переработка отходов в энергию, корма и другие ресурсы. Все это требует масштабной технологической модернизации.
Высокий уровень образования отходов и низкие показатели их использования как вторичного сырья привели к тому, что в Украине ежегодно в промышленности и коммунальном секторе накапливаются значительные объемы твердых отходов, из которых лишь незначительная часть применяется как вторичные материальные ресурсы, остальные попадают на свалки.
Отличие ситуации с отходами в Украине, по сравнению с другими развитыми странами заключается в больших объемах образования отходов и в отсутствии инфраструктуры обращения с ними.
В целом система управления отходами в Украине характеризуется такими тенденциями:
- накопление отходов как в промышленном, так и бытовом секторе, что негативно влияет на состояние окружающей природной среды и здоровье людей;
- осуществление ненадлежащим образом утилизации и удаления опасных отходов;
- размещение бытовых отходов без учета возможных опасных последствий;
- ненадлежащий уровень использования отходов в качестве вторичного сырья.
Решение указанной проблемы является ключевым в решении вопросов энерго- и ресурсонезависимости государства, экономии природных материальных и энергетических ресурсов.
Стратегия определяет главные направления государственного регулирования в сфере обращения с отходами в ближайшие десятилетия с учетом европейских подходов по вопросам управления отходами, базирующихся на положениях:
- Рамочной Директивы № 2008/98/ЕС Европейского парламента и Совета от 19 ноября 2008 г. “Об отходах и отмене некоторых директив”;
- Директивы Совета № 1999/31/ЕС от 26 апреля 1999 г. «О захоронении отходов”;
- Директивы № 2006/21/ЕС Европейского парламента и Совета от 15 марта 2006 г. “Об управлении отходами добывающих предприятий, и которой вносятся изменения в директиву 2004/35/ЕС”;
- Директивы 94/62/ЕС Европейского парламента и Совета от 20 декабря 1994 г. «Об упаковке и отходах упаковки”;
- Директивы 2012/19/ЕС Европейского парламента и Совета от 4 июля 2012 г. “Об отходах электрического и электронного оборудования (ВЕЕО)”;
- Директивы 2006/66/ЕС Европейского парламента и Совета от 6 сентября 2006 г. «О батарейках и аккумуляторах и отработанных батарейках и аккумуляторах”.
Сейчас в Украине действует второй этап реализации Национальной стратегии управления отходами. Первый этап реализации стратегии пришелся на 2017-2018 годы, второй – рассчитан на 2019-2023-й, третий – на 2024-2030-й.
Воплощение документа на практике должно помочь до 2023 года обеспечить переработку не менее 15% бытовых отходов – благодаря введению в эксплуатацию мусоросортировочных линий и мусороперерабатывающих заводов. А также увеличение доли населения, которое собирает бытовые отходы раздельно, по крайней мере до 23%. К 2030-му эти показатели должны вырасти до соответственно 50 и 48%. Для этого в Украине должны появиться 250-300 новых центров приема/сбора отходов и 90 мусоросортировочных линий. А количество полигонов для захоронения отходов должно сократиться с примерно пяти с половиной тысяч до 100-150. И это будут не “мусорные терриконы”, а безопасные современные объекты, соответствующие стандартам ЕС.
На сегодня в Украине работает одно из четырех мусоросжигательных предприятий, построенных еще в советские времена, — Киевский мусоросжигательный завод, мощность которого составляет 300 000 тонн в год и строится только один мусороперерабатывающий завод. 22 октября 2020 года Европейский банк реконструкции и развития утвердил консорциум компаний WTT Netherlands BV — Axis Industries UAB (Нидерланды, Литва) генеральным подрядчиком строительства механико-биологического комплекса по переработке отходов в городе Львов. Кроме этого, функционируют две мобильные мусоросжигательные установки в Харькове и одна стационарная установка в Харьковской области. В отдельных городах действует 21 линия сортировки отходов.
Бытовые и промышленные отходы
Проблема твердых бытовых отходов на сегодня является довольно актуальной для Украины, объемы образования которых постоянно увеличиваются. Так, в 2019 году, объемы образования твердых бытовых отходов составили 11,86 млн т, что составило 280,5 кг на одного жителя. Услугами по вывозу отходов охвачено лишь около 78% населения Украины. Доминирующим методом обращения с отходами было захоронение их на полигонах и свалках.
По данным Государственной службы статистики Украины в 2019 году было переработано лишь 0,14% и сожжено для получения энергии 1,7 процента, а остальное – размещено на полигонах и свалках.
В Украине на сегодня насчитывается примерно 5470 полигонов и свалок, из них 5,6 % перегружены, а 30 % не соответствуют требованиям. По оценкам экспертов, европейским требованиям не соответствуют более 99% полигонов. Накопление отходов на полигонах и свалках приводит к загрязнению атмосферы, почв, подземных вод и поверхностных водоемов, влияет на функционирование экосистем, наносит ущерб сельскому хозяйству, а выбросы газа влияют на изменение климата.
Из-за несовершенной системы обращения с отходами в частном секторе ежегодно выявляется 26,6 тысяч несанкционированных свалок, площадью 0,75 тысяч га, из которых за последние годы было ликвидировано 26 тысяч площадью 0,68 тысяч га. Несовершенство системы раздельного сбора бытовых отходов приводит к потере миллионов тонн ресурсоценных материалов, содержащихся в отходах.
Опасные отходы
В настоящее время количество видов опасных отходов и их объемы значительно возросли за счет отходов электрического и электронного оборудования, батареек, батарей и аккумуляторов, хлорсодержащих полимеров, стероидных и биологических химических средств для защиты растений, стимуляторов роста, консервантов, пищевых добавок и т. п.
Общий объем накопления опасных отходов составляет 5,1 млрд. тонн, а текущие затраты на их удаление и хранение – около 650 млн. гривен.
Особую группу опасных отходов составляют непригодные и запрещенные к использованию химические средства защиты растений. Их остаток на начало 2019 года составлял, по официальным данным, около 8,7 тыс. тонн.
По объемам образования доминируют опасные отходы, которые содержат тяжелые металлы (хром, свинец, никель, кадмий, ртуть).
В Украине существует около 300 накопителей опасных отходов, которые построены без надлежащей технической защиты и стали источником экологической опасности регионального масштаба. Оборудованные хранилища для хранения опасных отходов и установки для их обезвреживания и регенерации имеют лишь отдельные субъекты хозяйствования.
Отходы производства продукции сельского хозяйства
Интенсификация сельскохозяйственного производства и расширение территорий сельскохозяйственных угодий привели к росту количества отходов и их влияния на окружающую природную среду.
Традиционно сельскохозяйственные отходы в Украине делятся на отходы животноводства, отходы растениеводства и агрохимические отходы.
Согласно данным статистических наблюдений, за 2019 год из более 14 млн. тонн образованных сельскохозяйственных отходов самыми массовыми являются:
- отходы растительного происхождения;
- животные экскременты, мочевина и гной;
- отходы животного происхождения и смешанные пищевые отходы.
Однако статистические данные не в полной мере достоверно отражают реальное положение дел. Так, при валовом сборе зерна на уровне 50 млн. тонн может образоваться до 25 млн. тонн соломы. В случае роста валового сбора до 80 млн. тонн растет до 40 млн. тонн и объем соломы.
Другим источником образования отходов сельского хозяйства является животноводство и птицеводство, где основным видом отходов сельского хозяйства является навоз. На 1 января 2020 года поголовье крупного рогатого скота в Украине составило около 3,14 млн голов, что на 5,7% меньше, чем на 1 января 2019 года. Свиней в Украине насчитывалось 5,73 млн голов (на 4,9% меньше, чем на 1 января 2019 года). Также на 1 января этого года в стране содержалось около 1,21 млн овец и коз (на 4,7% меньше, чем годом ранее).
Если в среднем одно животное дает 10 килограммов навоза в сутки, за год может образоваться до 50 млн. тонн навоза. Поголовье 1,5 млн. кур дает в сутки более 100 тонн. Всего в Украине ежегодно образуется около 500 тыс. тонн птичьего помета. Кроме того, образуются отходы от забоя и падежа птицы. По нормативам, падеж может составлять 3,5 процента общего количества в год, что составляет при среднем весе птицы 500 граммов – 3570 тонн биоотходов без учета биоотходов, образующихся во время забоя птицы.
Актуальным является вопрос обращения с отходами химических средств защиты растений, в состав которых входят пестициды, гербициды, фунгициды, химические и биологические стимуляторы роста растений.
Отдельную группу отходов химических средств защиты для растений составляют непригодные и запрещенные к использованию пестициды, изготовленные и накопленные еще во времена СССР.
Вместе с тем результаты проведенной инвентаризации отходов химических средств защиты растений не дают возможности точно оценить их количество, но по предварительным результатам объемы накопления непригодных химических средств защиты растений могут составить 8,5 тыс. тонн.
Специфические виды отходов
Ситуация, сложившаяся в Украине в сфере обращения с отходами упаковки, является неудовлетворительной, в частности в сфере обеспечения сбора отходов, переработки и утилизации, а также введения в хозяйственный оборот.
В 2019 году переработано и утилизировано около 6,1 % отходов упаковки, из них: 2 % сожжено, а 4,1 % отходов упаковки попало на заготовительные пункты вторичного сырья и мусороперерабатывающие линии.
Отсутствие эффективной системы сбора отходов упаковки ежегодно приводит к потере весомого ресурсного потенциала для перерабатывающей промышленности в виде отходов бумаги и картона от 0,5 до 0,6 млн. тонн, стекла – 1 млн. тонн, полимеров – 0,6 млн. тонн.
Сортировка мусора
С 1 января 2018 года, согласно Закону Украины «Об отходах», запрещено захоронение на полигонах непереработанных бытовых отходов, а также украинцы в обязательном порядке должны сортировать мусор и выбрасывать его в соответствующие баки. В этом же году решили избавиться от мусоропроводов в жилых многоэтажных домах и внесли изменения в ГСН: отменили их обязательное проектирование при новом строительстве и реконструкции зданий.
Законы и новенькие баки должны помочь за 14 лет сократить объемы ежегодно выкидываемого мусора с 95% (2016 год) до 30% (2030 год), однако к 2019 году удалось уменьшить объемы только на 1.2%. По словам экспертов, дело не только в неготовности большинства украинцев сортировать мусор – по неофициальным данным, это делает примерно 4% жителей страны. Но и в том, что в Украине пока мало нужной инфраструктуры: заводов, которые занимаются вторичной переработкой отходов, установленных возле домов соответствующих мусорных контейнеров и т. п. Поэтому мусор сортируют в основном энтузиасты, которым не безразлично и которые готовы тратить время и ресурсы, чтобы отходы перерабатывались вторично.