Упрощен порядок строительства объектов ветроэнергетики
4 октября 2018 года вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно инвестиционной привлекательности строительства объектов возобновляемой энергетики» от 4 сентября 2018 года. Этот Закон предусматривает внесение изменений в Закон «О регулировании градостроительной деятельности».
Напомним, что действующее законодательство предусматривает разделение всех объектов строительства по трем классам последствий (ответственности) – от СС1, до СС3 (ранее было разделение на пять классов сложности строительства).
Класс последствий (ответственности) зданий и сооружений – это характеристика уровня возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые будут постоянно или периодически находиться на объекте или которые будут находиться снаружи такого объекта, материального ущерба или социальных потерь, связанных с прекращением эксплуатации или с потерей целостности объекта. От вида класса последствий зависит сложность и количество необходимой документации, а также порядок осуществления строительства.
Изменения в законодательстве направлены на предупреждение злоупотреблений в сфере строительства, а также для улучшения привлекательности строительства объектов альтернативной энергетики, в частности объектов, производящих энергию из энергии ветра.
В соответствии с законодательством Украины экспертиза проектов строительства проводится, в том числе, в части соблюдения экологических норм. Кроме того, такая экспертиза является обязательной для объектов строительства, которые подлежат оценке воздействия на окружающую среду (согласно Закону Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду»). Таким образом, возникало дублирование государственных согласовательных процедур. Поэтому, учитывая вступление в силу Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду» (вступил в силу 18 декабря 2017 года), уточнений требовали правовые положения Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» относительно объемов обязательной экспертизы проектов строительства, по которым получено положительное заключение уполномоченного органа по оценке воздействия на окружающую среду.
Также необходимо отметить, что объекты электроэнергетики, в частности, производящие электрическую энергию из энергии ветра, по своей природе не относятся к домам или сооружениям как таковым. Это конструкции, состоящие из сборных элементов, качество которых подтверждено и сертифицировано производителем. Учитывая это, с целью обеспечения более прозрачного и понятного для инвестора механизма распределения объектов по классам последствий (ответственности), требовал уточнения порядок определения оценки уровня материального ущерба или социальных потерь, связанных с прекращением эксплуатации или потерей целостности объектов, строительство которых осуществляется без привлечения государственных капиталовложений.
Согласно новому Закону для расчета убытков при определении уровня материального ущерба или социальных потерь теперь не включаются убытки заказчиков строительства, которые строят объекты без привлечения средств государственного или местного бюджетов, кредитных средств, предоставленных под государственные гарантии, средств государственных и коммунальных предприятий, бюджетных учреждений.
Также в списке характеристик объекта, при наличии которых невозможно отнесение объекта к классу СС1, сделано исключение для объектов, которые производят электрическую энергию из энергии ветра (при условии положительного заключения уполномоченного органа по оценке воздействия на окружающую среду). Кроме того, объекты, производящие энергию из энергии ветра, строительство которых было начато по старому законодательству и которым присвоена III категория сложности, теперь не относятся к классу СС2. Таким образом объекты, производящие энергию из энергии ветра, теперь можно относить к классу последствий СС1.
Данный Закон значительно упрощает процедуру получения разрешительных документов для начала строительства объектов, производящих энергию из энергии ветра, и создает благоприятные условия для инвестирования и развития ветроэнергетики в Украине.