Приватизация. Привлечение иностранных инвесторов
Уже достаточно давно объявленные Украиной планы по проведению масштабной приватизации набирают обороты. Актуальность приватизации, с одной стороны, продиктована необходимостью наполнять государственный бюджет, а с другой — потребностью повышения эффективности управления государственными предприятиями. Все вопросы, связанные с процедурой приватизации в Украине, реализуются под пристальным контролем европейских институтов, задача которых состоит в предотвращении проявлений коррупции и обеспечении прозрачности приватизационного процесса.
После передачи компаний, которые находятся в собственности государства, частным инвесторам, их эффективность должна существенно возрасти, поскольку, как известно, государство является плохим управленцем на предприятиях со сложной внутренней структурой. Таким образом, государство может получить существенные выгоды. С одной стороны — избавиться от плохо управляемых государственных компаний, а с другой стороны — получать регулярные поступления в государственный бюджет в будущем, при условии сохранения доли в приватизированных компаниях.
Ответственным за приватизационный процесс в Украине является Фонд государственного имущества. Планируется, что в ближайшие годы фонд приватизирует в общей сложности около 450 объектов. Хотя ответственные лица сообщают, что это должно произойти уже в этом году. Среди 450 объектов 70 являются крупными и средними предприятиям, которые в первую очередь, могут стать интересными для иностранных инвесторов.
С целью усовершенствования приватизационного процесса украинский парламент в начале этого года внес ряд изменений в закон о приватизации государственного имущества.
Наиболее важными новеллами, на которые следует обратить внимание участникам приватизационного процесса в Украине, являются положения о методах приватизации. Предприятия в государственной собственности могут быть проданы на аукционе, на конкурсной основе или на биржах. При этом требование обязательной продажи пакета акций в размере 5-10 процентов от уставного капитала было отменено.
Кроме этого, следует отметить, что приватизация и продажа объектов осуществляются с привлечением советников. Привлечение советников осуществляется в соответствии с утвержденным Кабинетом министров Украины порядком. Конкурсный отбор советников осуществляется с соблюдением принципов конкуренции, равноправия, общедоступности, гласности и прозрачности, независимости членов конкурсной комиссии. Закон также устанавливает определенные требования к советникам, которые участвуют в подготовке процесса приватизации и продажи объектов приватизации. Компетенция и опыт консультанта в этом случае являются ключевыми факторами.
Решение о привлечении советников в приватизационный процесс принимает украинское правительство. Основными задачами советника являются сбор и анализ экономических, технических и финансовых показателей деятельности предприятия, проведение аудита, реструктуризация задолженности, подготовка документации о предприятии в соответствии с требованиями законодательства о защите экономической конкуренции, поиск инвесторов и т.д.
В новой редакции закона о приватизации также определены категории лиц, которые могут участвовать в приватизации государственного имущества. Здесь стоит отметить, что участие не всех иностранных инвесторов в Украине приветствуется. Покупателями не могут быть юридические лица или связанные с ними лица, признанные Правительством странами-агрессорами. Это положение в первую очередь касается участия российских компаний. Кроме этого, ограничено участие в процессе приватизации компаний из стран, против которых Украина ввела санкции.
Дополнительным требованием, предъявляемым к покупателям в процессе приватизации, является раскрытие конечных выгодоприобретателей инвесторов, которые покупают акции в государственных компаниях. Такие требования направлены на обеспечение прозрачности приватизации и избежание перепродажи объектов приватизации связанным лицам по заниженным ценам.
К объектам приватизации, которые вызывают особый интерес у инвесторов, относится завод по производству минеральных удобрений «ОПЗ» в Одессе, государственное предприятие спиртовой и ликеро-водочной промышленности «Укрспирт» и региональные поставщики электроэнергии. Это те объекты, приватизация которых должна обеспечить наибольшие поступления в бюджет.
Аукцион по приватизации «ОПЗ» стартовал 26 июня 2016 года, где на продажу был выставлен государственный пакет акций в размере 99,567%. Начальная цена объекта составляет около 500 000 долларов США. Согласно правилам аукциона, по крайней мере, два участника должны буди нерезидентами.
Процедура проведения приватизации и время, выбранное для ее проведения, является предметом многочисленных дискуссий. Многие специалисты считают, что не следует спешить с приватизацией крупных предприятий, поскольку, учитывая сложную экономическую ситуацию в Украине, стоимость государственных активов является заниженной. Одновременно высказывают мнения о том, что начало открытой и прозрачной приватизации с привлечением иностранных инвесторов будет не только источником дополнительных средств в государственном бюджете, но и повысит привлекательность Украины в глазах иностранных партнеров и инвесторов и будет рассматриваться как существенных шаг на пути борьбы с коррупцией и внедрением эффективных административных механизмов.
Учитывая установленные сроки, сложности приватизации крупных предприятий и количество объектов приватизации, очевидно, что продажа государственных предприятий может затянуться на годы. Начальная стоимость объектов приватизации определяется в течение трех лет после принятия Правительством решения о приватизации.
Подводя итоги, стоит отметить, что в целом меры, которые предпринимает украинское правительство в сфере приватизации, заслуживают высокой оценки. Правовая и организационная база, которая была создана, дает основания для оптимизма в этом вопросе. Прогресс в вопросе приватизации отметят также многочисленные европейские организации. Поэтому хочется надеяться, что запланированная масштабная приватизация государственных объектов станет символом прозрачности и трансформации государственного аппарата, а не еще одним примером коррупции.