Новые правила приватизации государственного и коммунального имущества в Украине
10 мая 2018 года Кабинет Министров Украины своим распоряжением № 358-р утвердил перечень крупных государственных предприятий, которые планируется приватизировать в 2018 году.
Так, в перечень объектов большой приватизации на 2018 год вошли 23 предприятия, среди которых:
1. Энергетическая отрасль: ПАО «Центрэнерго», ОАО «Тернопольоблэнерго», ОАО «Запорожьеоблэнерго», Акционерная компания «Харьковоблэнерго», АО «Николаевоблэнерго», ОАО «Хмельницкоблэнерго», АО «Херсонская ТЭЦ», АО «Днепровская ТЭЦ», ОАО «Криворожская теплоцентраль», Государственное предприятие «Северодонецкая теплоэлектроцентраль”.
2. Добывающая промышленность: ОАО «Объединенная горно-химическая компания», Государственное предприятие «Угольная компания «Краснолиманская»».
3. Машино- и приборостроения: ПАО «Азовмаш», АО «Турбоатом», Государственное предприятие «Завод «Электротяжмаш»», Государственное предприятие «Днепровский электровозостроительный завод».
4. Химическая промышленность: ОАО «Сумыхимпром», ОАО «Одесский припортовый завод», ООО «Запорожский титано-магниевый комбинат”.
5. Обрабатывающая промышленность: ОАО «Ориана».
6. Здравоохранение, культура и спорт: ЗАО «Президент-Отель», ЧАО «Индар».
7. Сельскохозяйственная отрасль: Государственное публичное акционерное общество «Национальная акционерная компания «Украгролизинг»».
Напомним, что 7 марта 2018 года вступил в силу новый Закон Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества», который вносит много изменений в процедуру продажи государственных и коммунальных предприятий и создает прозрачные условия приватизации.
Новый Закон предусматривает объединение всех приватизационных законов в один, а также совершенствует процедуру приватизации. Среди прочего предполагается новая упрощенная классификация – объекты большой приватизации и объекты малой приватизации.
К объектам большой приватизации относятся единые имущественные комплексы государственных и коммунальных предприятий и пакеты акций акционерных обществ, где более чем 50% акций принадлежат государству, а также стоимость активов которых, в соответствии с финансовой отчетностью за последний год, превышает 250 млн. гривен, остальные объекты отнесены к объектам малой приватизации.
Перечень объектов большой приватизации, которые подлежат приватизации, утверждается Кабинетом Министров Украины по представлению Фонда государственного имущества Украины, а перечень объектов малой приватизации, подлежащих приватизации, утверждаются Фондом самостоятельно.
Новый Закон предусматривает переход к рыночному ценообразованию на объекты государственной собственности, устанавливая единый прозрачный алгоритм продажи крупных государственных объектов и единую процедуру продажи малых.
Предусмотрено, что продажа объектов малой приватизации осуществляется исключительно на электронных аукционах. Стартовая цена объекта малой приватизации определяется аукционной комиссией на уровне балансовой стоимости объекта (активов объекта) малой приватизации. В случае если объект, который предлагался для продажи на аукционе, не продан, проводится повторный аукцион со снижением стартовой цены на 50%.
Что же касается объектов большой приватизации государственной собственности, то порядок и условия их продажи теперь определяются Кабинетом Министров Украины, а объектов большой приватизации коммунальной собственности – соответствующими местными советами. Подготовка к приватизации и продаже объектов большой приватизации осуществляется с привлечением на конкурсной основе советников. Стартовая цена объекта будет определяться советником (в случае привлечения). Если же советник не был избран, то стартовая цена устанавливается аукционной комиссией на основании стоимости, определенной в соответствии с Методикой оценки, утвержденной Кабинетом Министров Украины.
Также Закон предусматривает запрет возбуждать дела о банкротстве предприятий-должников государственного сектора экономики, в отношении которых принято решение о приватизации до ее завершения. Кроме того, с целью создания условий для послеприватизационного восстановления предприятия, в течение одного года после завершения приватизации не смогут возбуждаться дела о банкротстве предприятий по основаниям, возникшим до завершения приватизации.
Для защиты прав инвесторов ограничен до трех лет срок возможного обжалования приватизации объектов большой приватизации. Также предусмотрена возможность использования лучших международных практик разрешения споров и применения международного права в договорах купли-продажи до 2021 года. Если, например, покупатель захочет, чтобы договор купли-продажи регулировался правом Англии и Уэльса, орган приватизации будет обязан удовлетворить это условие.
Наконец, согласно новому Закону, в приватизации украинских предприятий не может участвовать государство-агрессор, лица, находящиеся под санкциями, и юридические лица с регистрацией в оффшорных зонах.