1. Home
  2. /
  3. Новости
  4. /
  5. Юридический аудит неработающих кредитов в Украине
2 мая, 2022

Юридический аудит неработающих кредитов в Украине

Введение
1. Регулирование транзакций с NPL
2. Цель юридического аудита NPL
3. Исходные данные для юридического аудита
4. Результаты юридического аудита NPL

 

Операции по приобретению неработающих кредитов (Non-Perfoming Loans – NPL) в Украине являются комплексным процессом, включающим аналитические, финансовые и организационные составляющие. Этот процесс требует высокого уровня организации со стороны как продавцов, так и покупателей NPL. Ключевую роль в определении инвестиционной привлекательности NPL играет оценка юридических рисков.

1. Регулирование транзакций с NPL в Украине

В Украине регулирование транзакций NPL направлено, прежде всего, на определение порядка продажи NPL, определение критериев принадлежности задолженности к NPL.

Отдельно важным вопросом, пока не решенным судебной практикой, является возможность приобретения NPL нефинансовыми компаниями. Суды неоднозначно трактуют цивильное законодательство и законодательство о финансовой деятельности в Украине по правовой квалификации договоров о передаче прав требования по NPL. Эти особенности необходимо учитывать при структурировании транзакций (например, создание финансовой компании-покупателя NPL) и при планировании индивидуальных транзакций по приобретению NPL.

2. Цель юридического аудита NPL в Украине

Юридический аудит – ключевая составляющая процесса оценки инвестиционной привлекательности NPL в Украине. Проведение юридического аудита позволяет определить риски, влияющие на перспективы безопасности управления NPL, и от которых в итоге может зависеть цена NPL. Недостатки в оформлении залога, нарушение порядка выдачи кредита, наличие прописанных в жилой недвижимости несовершеннолетних – это некоторые из самых распространенных дефектов NPL, которые могут полностью нивелировать инвестиционную привлекательность NPL.

Проведение юридического аудита NPL требуется не только потенциальным покупателям. Рынок NPL стремительно развивается и требует стандартизированных подходов к раскрытию информации о NPL продавцами. Юридический аудит NPL на этапе подготовки к продаже позволяет проверить и правильно структурировать информацию о раскрываемом продавцом NPL и сделать процессы инвестирования в NPL более динамичными.

Базовой целью юридического аудита NPL в Украине есть определение потенциальных рисков управления NPL. Для достижения такой цели юридический аудит NPL должен установить:

1) юридические характеристики сторон: идентификация должника и кредитора, определение их корпоративной структуры и бенефициаров (для юридических лиц), определение связанности должника и кредитора, определение текущего статуса, местонахождение сторон, наличие текущих ограничений их деятельности или распоряжение имуществом и т.д.;

2) договорные характеристики: анализ и определение взаимных обязательств сторон NPL, обстоятельств их возникновения (заключение договоров), состояние документального оформления таких обязательств, условия договоров и т.п.

3) юридические характеристики обеспечения: анализ и определение любых форм обеспечения исполнения обязательств по NPL; обстоятельства и документальное оформление возникновения такого обеспечения, идентификация лиц, не являющихся стороной NPL, но обязавшихся отвечать за выполнение должником обязательств по NPL (поручители, гаранты); состояние имущества или имущественных прав, переданных в обеспечение выполнения обязательств по NPL и имущественное состояние поручителей (гарантов) и т.д.

4) историю выполнения обязательств: анализ платежей как со стороны кредитора, так и со стороны должника, согласно заключенным между ними договорам.

5) историю взыскания задолженности: анализ всех действий кредитора или уполномоченных им лиц, связанных с принудительным взысканием задолженности, истории переговоров по погашению задолженности, реструктуризации задолженности, результатов претензионной работы, судебных и внесудебных мер по взысканию задолженности.

3. Исходные данные для проведения юридического аудита

Юридический аудит NPL в Украине по своей структуре очень близок к проведению первичного юридического анализа кредитных операций в банках. Ключевым отличием юридического аудита NPL от первичного юридического аудита, осуществляемого при выдаче кредита банком, является доступ к необходимой для такого аудита информации (исходным данным).

При выдаче кредита украинский банк может требовать и получать необходимые документы и информацию от контрагента (заемщика) и определять самостоятельно объем таких документов. При аудите NPL такая возможность практически отсутствует.

Основным источником исходных данных для проведения аудита NPL есть уже сформированное кредитное дело и существующие данные государственных реестров. Эти источники должны использоваться в совокупности и дополнять друг друга.

Данные, которые можно получить из украинских государственных реестров, определяются их функционалом и сами по себе могут оказаться недостаточными для выявления рисков. Кроме того, во время военного положения в Украине доступ к реестрам может быть полностью или частично ограничен. Поэтому ограничиваться только данными реестров неэффективно, их следует обязательно сверять с документами кредитного дела, чтобы исключить вероятность ошибочного внесения информации в реестры, а также понять наличие и состояние документов, необходимых для управления приобретенным NPL.

Согласно законодательству банки в Украине по каждому кредиту должника формируют кредитную документацию (дело) должника. По сути, это те документы, которые содержат полную информацию о NPL.

Кредитная политика банка и другие внутренние положения могут предусматривать дополнительные документы и сведения, которые должны быть включены в дело должника. Поэтому лучше также ознакомиться с соответствующими внутренними положениями кредитора.

Исходные данные для проведения юридического аудита NPL в Украине должны формироваться из такой информации:

  • сведения о кредитном договоре;
  • сведения о целевом назначении кредита (жилищная ипотека; приобретение легкового автомобиля; пополнение оборотных средств; текущие потребности бизнеса; покупка основных средств; инвестиционный кредит; бланковый кредит – потребительский, экспресс-кредит; карточный; овердрафт и т.п.);
  • сведения о должнике – физическом лице, результат проверки его наличия и оценка его платежеспособности;
  • сведения о должнике – юридическом лице, банке или бюджетной организации, результат проверки его наличия и оценка его платежеспособности;
  • сведения о наличии поручителя(ей), его (их) платежеспособности для обеспечения выполнения обязательств по кредитному договору;
  • сведения об общем объеме задолженности по кредитному договору на дату оценки и расшифровки его состава (по основной сумме задолженности, процентам, комиссиям, штрафным санкциям), количество дней просрочки (для просроченных кредитных договоров);
  • сведения о графике погашения задолженности (ежемесячно равными частями; ежеквартально равными частями; ежегодно равными частями; в конце срока одной суммой; индивидуальный график погашения);
  • сведения о величине процентной ставки, виде процентной ставки (фиксированная; плавающая), методе начисления процентов по кредитному договору, периодичности уплаты процентов по кредитному договору (ежемесячно; ежеквартально; ежегодно; в конце срока; индивидуальный график уплаты), истории и порядке изменения процентной ставки, определенном договором;
  • сведения о величине комиссий и/или штрафных санкций, условиях и порядке их начисления по кредитному договору;
  • сведения о наличии и виде предмета обеспечения по кредитному договору (цельный имущественный комплекс; жилищная ипотека; нежилая ипотека; земельный участок; объект незавершенного строительства; транспортное средство; машины и оборудование; другое движимое имущество (офисная техника, мебель, товары в обращении и производственные запасы, потребительские товары и т.п., ценные бумаги (облигации, акции, векселя и т.п.); и состоянии;
  • сведения о дате и сумме последнего платежа по кредиту;
  • информация о платежеспособности должника;
  • сведения о наличии поручительства по кредитному договору, включая данные о платежеспособности поручителя, имуществе поручителя, на которое могут быть обращены взыскания и осуществлены меры по обращению взыскания на имущество поручителя для обеспечения исполнения обязательства по кредитному договору (группой прав требования по обязательству или кредитным портфелем);
  • сведения о предмете залога (ипотеки), иного обеспечения по кредитному договору (по каждому кредитному договору, включенному в состав группы прав требования по обязательству или кредитному портфелю);
  • сведения о характеристиках предметов залога (ипотеки), иного обеспечения по кредитному договору (по каждому кредитному договору, включенному в состав группы прав требования по обязательству или кредитному портфелю);
  • сведения о кредиторе и порядке заключения им кредитных договоров, принятии решения о предоставлении и порядке предоставления кредитов, порядке определения и подтверждения полномочий представителей кредитора;
  • сведения об оценке предметов залога (ипотеки), иного обеспечения по кредитному договору (по каждому кредитному договору, включенному в состав группы прав требования по обязательству или кредитному портфелю), или информацию о стоимости указанных предметов залога (ипотеки), иного обеспечения по результатам их последней оценки с указанием даты оценки;
  • другие сведения о кредитной истории должника и копии других документов кредитного дела, оказывающих влияние на управление приобретенным NPL, в том числе расчет степени риска выполнения обязательств по кредитному договору.

Понятно, что в процедурах торгов все вышеуказанные документы и сведения могут быть и не предоставлены по разным причинам. Но в любом случае необходимо иметь базовый ориентир, на основании которого можно потребовать у продавца дополнительные сведения или информацию о причинах их отсутствия. Отсутствие таких сведений свидетельствует о потенциальных рисках и может влиять, в частности, на цену NPL.

4. Результаты юридического аудита NPL

Результатом юридического аудита NPL в Украине является комплексный вывод, содержащий:

1) описание юридического состояния NPL: отражает, среди прочего, текущий статус сторон, текущее состояние договорных отношений и исполнение обязательств, обстоятельства заключения договоров между кредитором и должником, в частности, договоров обеспечения, обстоятельства и состояние документального оформления, другую информацию, имеющую документальное подтверждение и касающуюся юридического состояния NPL;

2) описание способов управления NPL, допустимых с учетом юридического состояния NPL, а также предусмотренные украинским законодательством меры, которые могут быть использованы в управлении NPL (порядок и инструменты реструктуризации, требования к приобретателю NPL, сроки, стоимость и процедуры принудительного судебного и внесудебного взыскания);

3) выявленные риски, которые могут влиять на управление NPL в зависимости от способа такого управления (взыскание задолженности или реструктуризация и т.п.).

Описанные выше элементы проведения юридического аудита NPL в Украине являются базовыми. Структура исходных данных и методы юридического аудита зависят также от характеристик конкретного NPL (потребительские или коммерческие кредиты, сумма задолженности, наличие и состояние обеспечения, текущее состояние должника, характер и виды мер взыскания, уже примененные к должнику и т.п.).

Например, юридический аудит пула потребительских кредитов, сумма каждого из которых незначительна, а исходные данные ограничены идентификационными данными должника и условиями кредитного договора, имеет свои особенности. В таком случае юридический аудит будет существенно отличаться от аудита права требований по кредитному договору с юридическим лицом-должником, обязательства по которому обеспечены коммерческой недвижимостью.

Европейская практика рекомендует разные критерии определения глубины и методики юридического аудита NPL. Критериями при этом могут быть сумма задолженности, характер обеспечения (коммерческая недвижимость или жилая), особенности кредитования (например, при массовом потребительском кредитовании качество полученной информации от заемщика крайне низкое). Исходя из указанных критериев можно определить конкретную стратегию проведения юридического аудита NPL.

Следует также учесть, что во время юридического аудита NPL в Украине проверке должна подлежать не только информация о должнике и его связи с задолженностью, но и о кредиторе. Нарушения порядка предоставления кредита также могут представлять риск для дальнейшего управления NPL. Такими нарушениями могут быть, например:

  • неправильно оформленное решение кредитного комитета банка,
  • отсутствие согласования надзорного органа в случаях, предусмотренных уставом банка,
  • несоблюдение процедур, установленных кредитной политикой банка,
  • связанность должника или его бенефициаров с бенефициарами кредитора.
Все новости