1. Home
  2. /
  3. Новости
  4. /
  5. Фиксация ущерба, причиненного агрокомпаниям войной в Украине
27 июня, 2022

Фиксация ущерба, причиненного агрокомпаниям войной в Украине

Общая информация
1. Действующее регулирование порядка определения ущерба
2. Фиксация ущерба
3. Доказательства
4. Документы, выданные уполномоченными государственными органами и должностными лицами
5. Документы, выданные агрокомпанией, понесшей ущерб
5.1. Инвентаризация
5.2. Видео- и фотофиксация
5.3. Свидетельские показания

 

В результате российской агрессии украинский аграрный бизнес понес и продолжает нести значительные потери. Сейчас в Украине разрабатываются и внедряются правовые механизмы компенсации таких потерь. В части фактического возмещения эти механизмы пока не работают – идет война.

Даже по окончании войны не стоит рассчитывать на быстрые выплаты – репарационные механизмы не работали многие десятилетия и нуждаются если не в разработке, то в адаптации к нынешним реалиям. Намерения международного сообщества по компенсации потерь аграриев в Украине за счет взыскания репараций с агрессора потребуют корректировки и дополнения, как в украинском законодательстве, так и на уровне международных договоров.

Динамика аграрного бизнеса не позволяет агрокомпаниям ждать фактического возмещения. Большинство начинает оперативно восстанавливать мощности и работать на земле. После такого восстановления, если ущерб не был должным образом зафиксирован, доказать факт ущерба и свое право на компенсацию будет гораздо сложнее.

Поэтому наиболее актуальным на сегодняшний день является вопрос фиксации ущерба, причиненного боевыми действиями или другими факторами, связанными с российской агрессией. Ведь как бы ни изменялись методики определения размера ущерба и процедуры его признания и возмещения, они будут отталкиваться от доказательств существования такого ущерба.

1. Действующее регулирование порядка определения ущерба

На сегодняшний день базовыми нормативными актами, которые могут дать представление о порядке возмещения ущерба, причиненного бизнесу войной, являются:

  • Порядок, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.03.2022 № 326, «Об утверждении Порядка определения ущерба и убытков, причиненного Украине в результате вооруженной агрессии Российской Федерации»;
  • Методика, утвержденная Приказом Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины от 04.04.2022 № 167, «Об утверждении Методики определения размера ущерба, причиненного земле, почвам в результате чрезвычайных ситуаций и/или вооруженной агрессии и боевых действий во время действия военного положения»;
  • Методика, утвержденная Приказом Минагрополитики от 18.05.2022 № 295 «Об утверждении Методики определения вреда и ущерба, причиненного земельному фонду Украины вследствие вооруженной агрессии Российской Федерации»;
  • Методики, правила и порядки, которые были приняты до войны, но также используются для урегулирования порядка возмещения вреда, причиненного войной (Методика определения размеров вреда, обусловленного загрязнением и засорением земельных ресурсов из-за нарушения природоохранного законодательства, утверждена приказом Министерства охраны окружающей природной среды ядерной безопасности Украины № 171; Постановление Кабинета Министров Украины от № 1325 «Об утверждении нормативов предельно допустимых концентраций опасных веществ в почвах, а также перечня таких веществ»; Методика определения размера вреда, причиненного вследствие самовольного занятия земельных участков, использование земельных участков не по целевому назначению, порча земель, нарушение режима, нормативов и правил их использования, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Украины №963; Порядок определения и возмещения ущерба владельцам земли и землепользователям, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины № 284 и т.п.).

Порядок устанавливает процедуру определения ущерба и убытка, причиненного Украине в результате вооруженной агрессии Российской Федерации. Определение вреда и ущерба осуществляется отдельно по разным направлениям и связанным с этими направлениям показателям. Относительно деятельности агробизнеса, наиболее актуальны следующие направления:

а) потери земельного фонда – направление, включающее потери земельного фонда, а также связанную с ними упущенную выгоду. Определение ущерба и убытков осуществляется в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минагрополитики, по согласованию с Минреинтеграции. Ответственными за определение ущерба и убытков по приведенному направлению являются областные государственные администрации, Киевская городская государственная администрация (на период военного положения – военные администрации). При определении ущерба и убытков оцениваются следующие показатели:

    • фактические расходы на рекультивацию земель, которые были нарушены в результате боевых действий, строительства, обустройства и содержания инженерно-технических и фортификационных сооружений, ограждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций для обустройства государственной границы;
    • ущерб, нанесенный владельцам (землепользователям) земельных участков сельскохозяйственного назначения;
    • затраты на восстановление мелиоративных площадей;
    • расходы на разминирование.

б) экономические потери предприятий – направление, включающее потери предприятий всех форм собственности вследствие уничтожения и повреждения их имущества, а также упущенную выгоду от невозможности или препятствий в выполнении хозяйственной деятельности. Определение ущерба и убытков предприятий осуществляется согласно методике, утвержденной совместным приказом Минэкономики и Фонда государственному имуществу Украины, по согласованию с Минреинтеграции. Ответственными за определение ущерба и убытков по этому направлению в отношении компаний являются областные государственные администрации, Киевская городская государственная администрация (на период военного положения – военные администрации). При определении ущерба и убытков оцениваются следующие показатели:

    • стоимость утраченного, уничтоженного или поврежденного имущества компаний;
    • упущенная выгода компаний;
    • потери компаний от неоплаченных товаров, работ и услуг, предоставленных и потребленных на временно оккупированных территориях.

в) ущерб, причиненный земельным ресурсам – направление, включающее вред, обусловленный загрязнением и засорением земельных ресурсов. Определение ущерба и убытков осуществляется согласно методике, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госэкоинспекции по согласованию с Минреинтеграции. Ответственной за определение ущерба и убытков по данному направлению является Госэкоинспекция. При определении ущерба и убытков оцениваются следующие показатели:

    • вред, причиненный почвам и земельным участкам вследствие загрязнения почв веществами, негативно влияющими на их плодородие и другие полезные свойства;
    • вред, причиненный почвам и земельным участкам в результате засорения земельных участков посторонними предметами, материалами, отходами и/или другими веществами.

На данный момент эти показатели не являются исчерпывающими и могут быть дополнены отдельно.

2. Фиксация ущерба

Фиксация ущерба означает сбор доказательств его нанесения и оформление документов, подтверждающих повреждение. Правовая логика доказывания подобных обстоятельств в принципе аналогична случаям, имевшим место при чрезвычайных ситуациях и в мирное время. Понятно, что некоторые способы сбора доказательств могут быть недоступны с учетом объективных обстоятельств (боевых действий, обстрелов, оккупации). Скорее всего, некоторые изменения в порядке фиксации и перечня допустимых доказательств будут внесены впоследствии. Но важно фиксировать вред, не дожидаясь таких изменений или разъяснений.

В общем, фиксация ущерба имеет базовый алгоритм, не зависящий от обстоятельств его нанесения:

  • установление состояния имущества (почв, экономического состояния и т.п.) до момента наступления неблагоприятных обстоятельств (в этом случае – боевых действий). Собственно, речь идет о доказательстве, что имущество было невредимо (почвы не загрязнены, экономическое состояние – лучше);
  • установление состояния имущества (почв, экономического состояния и т.п.) после момента наступления неблагоприятных обстоятельств;
  • подтверждение факта существования неблагоприятных обстоятельств;
  • установление причинно-следственной связи между неблагоприятными обстоятельствами и изменением состояния имущества (почв, экономического состояния и т.п.).

Актуальными неблагоприятными обстоятельствами сейчас являются боевые действия и их последствия. Поэтому в любом случае, собирая доказательства причинения вреда, прежде всего следует исходить из соображений безопасности.

3. Доказательства

С учетом действующего законодательства возможными доказательствами могут быть:

  • документы, выданные уполномоченными государственными органами и должностными лицами;
  • документы, выданные агрокомпанией, понесшей ущерб, включая видео- и фотоматериалы;
  • свидетельские показания.

4. Документы, выданные уполномоченными государственными органами и должностными лицами

Такими документами могут быть:

  • документы, подтверждающие наступление форс-мажорных обстоятельств, выданные Торгово-промышленной палатой Украины;
  • протоколы/решения комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций при областной (районной) государственной администрации, признающие события и последствия чрезвычайной ситуацией;
  • акты о пожарах;
  • подтверждение Министерства обороны Украины и т.д.

5. Документы, выданные агрокомпанией, понесшей ущерб

Такими документами могут быть:

  • акты инвентаризации имущества;
  • приказы о невозможности использования имущества;
  • приказы о вводе имущества в эксплуатацию;
  • документы, подтверждающие использование имущества к моменту его повреждения.

В условиях, когда получение документов от государственных органов может быть затруднено, особое внимание следует уделить порядку внутреннего оформления документов агрокомпании, видео- и фотофиксации и свидетельских показания.

5.1. Инвентаризация

В случае потери, порчи, повреждения или разрушения имущества агрокомпании, обязательно производится инвентаризация. В рамках инвентаризации также производится видео- и фотофиксация причиненного ущерба.

Решение о проведении инвентаризации должно быть оформлено приказом. В нем определяется, в частности, вид инвентаризации.

Обычно инвентаризацию может осуществлять:

  • инвентаризационная комиссия;
  • специально предназначенная для фиксации и документирования фактов причиненного ущерба комиссия, в которую, кроме сотрудников компании, входят также сторонние специалисты;
  • уполномоченным лицом.

Комиссия или уполномоченное лицо назначаются приказом руководителя компании.

Если формируется комиссия, то в ее состав следует включить лица, имеющие специальные знания для оценки состояния имущества (инженер, техник, агроном, бухгалтер и т.д.). Комиссия назначается с целью выявления повреждений или разрушений имущества, оценки его состояния, установления причин причинения имущественного ущерба, его оценки, документальной, в том числе, видео- и фотофиксации.

Если назначается уполномоченное лицо, то такое лицо осуществляет инвентаризацию с привлечением двух или более свидетелей. Свидетели могут и не являться работниками предприятия. Уместно привлекать представителей местных органов власти и служб Государственной службы чрезвычайных ситуаций, Национальной полиции, местных жителей. Информация о свидетелях фиксируется в материалах инвентаризации. Свидетели должны подписать эти материалы.

В результате боевых действий или оккупации может сложиться ситуация, когда обеспечить надлежащую процедуру инвентаризации (издание приказа, привлечение свидетелей и т.п.) объективно невозможно. В таком случае фиксирование, документирование и формирование доказательной базы о фактах причинения прямого имущественного ущерба агрокомпании в целом может осуществлять ее работник или даже другое лицо.

5.2. Видео- и фотофиксация

Проводя видеофиксацию, важно отметить:

  • время и место съемки;
  • данные о лице, ведущем съемку;
  • данные о снимаемом имуществе;
  • данные о собственнике имущества;
  • словесное описание повреждений;
  • словесное описание обстоятельств, при которых произошло повреждение;
  • данные о свидетелях.

Эту информацию можно проговаривать во время съемки так, чтобы она сопровождала визуальную часть.

Фотофиксация осуществляется по каждому повреждению отдельно и в контексте всего поврежденного объекта в целом. Во время фотофиксации желательно составить отдельный документ, содержащий те же данные, что и сама видеосъемка. Такой документ должен быть подписан лицом, ведущее съемку, и свидетелями.

5.3. Свидетельские показания

Свидетельские показания должны быть зафиксированы на бумаге, и подписаны свидетелями. Обязательно указывать следующие данные свидетелей:

  • фамилия, имя, отчество;
  • данные документа, удостоверяющего личность;
  • информация о способе связи: контактный телефон, адрес электронной почты, ссылка на страницу в Instagram, Facebook и т.д.

По возможности все собранные доказательства нужно дублировать в электронной форме и хранить в облачных сервисах. Даже в случае полного уничтожения документации можно будет восстановить информацию о причиненном ущербе и добиваться компенсации.

Все новости