1. Home
  2. /
  3. Новости
  4. /
  5. Фонд частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве Украины
10 декабря, 2021

Фонд частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве Украины

Вступление
1. Кто вправе получать кредиты под гарантии Фонда?
2. Другие положения

24 ноября 2021 вступил в силу Закон Украины «О Фонде частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве» (далее – «Закон»). Закон предусматривает ряд возможностей, которые могут быть полезны для сельскохозяйственных производителей, а также для инвесторов и финансовых учреждений.

Главным преимуществом Закона для сельскохозяйственных производителей является возможность получения кредита от финансового учреждения под гарантии Фонда частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве. Такая возможность позволяет более эффективное привлечение кредитных средств в деятельность украинских агрокомпаний и фермеров даже при недостаточности собственного имущества для обеспечения кредитных обязательств.

1. Кто вправе получить кредиты под гарантии Фонда?

Право на получение кредитов под гарантии Фонда частичного обеспечения кредитов в сельском хозяйстве дается не всем украинским агропроизводителям. Воспользоваться таким правом могут только юридические лица и физические лица-предприниматели:

  • основным видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции;
  • владеющие до 500 га земли;
  • балансовая стоимость активов которых не превышает 20 000 000 евро;
  • с чистым доходом от реализации, не превышающим 40 000 000 евро;
  • с количеством работников, не превышающим 250 человек.

Закон также устанавливает другие ограничения, среди которых особое внимание следует обратить на ограничивающие злоупотребление правом на гарантирование обязательств по кредитным договорам. В частности, производитель не может воспользоваться таким правом, даже если он отвечает критериям, установленным Законом, если:

  • его участник или конечный бенефициар является одновременно участником или конечным бенефициаром других украинских юридических лиц, осуществляющих деятельность в области сельского хозяйства;
  • если производитель является физическим лицом и одновременно выступает участником или конечным бенефициаром других юридических лиц, осуществляющих деятельность в области сельского хозяйства;
  • связанные с производителем лица владеют землей, площадь которой суммарно с площадью изготовителя, превышает 500 га.

Например: если украинская агрокомпания владеет 300 га земли, имеет активы на сумму 1 000 000 евро, доход от реализации 3 000 000 евро и 100 работников, но ее владелец также является основателем другой агрокомпании или его родственники владеют более 200 га земли – такая агрокомпания не может воспользоваться правом на гарантирование обязательств по кредитным договорам в рамках настоящего Закона.

Важно также учесть, что установленный Законом перечень критериев украинских производителей, которые могут воспользоваться правом на гарантирование, не является исчерпывающим и может расширяться по решению Фонда.

Гарантии, которые могут быть выданы в рамках Закона, могут обеспечиваться только по кредитам, предоставляемым финансовыми учреждениями. При этом гарантии могут предоставляться в объеме до 50% непогашенной суммы основного долга и не более чем на 10 лет.

2. Другие положения

Закон также предоставляет возможность инвесторам вкладывать средства непосредственно в Фонд и получать дивиденды от его деятельности. Фонд не имеет статуса государственного целевого фонда, однако не менее 51% его уставного капитала должны принадлежать государству. Другая часть может находиться в принадлежности международных финансовых организаций и юридических лиц частного права.

Закон открывает для банков перспективы, прежде всего, по увеличению кредитования украинского агросектора. Правда, некоторой неопределенности добавляет то, что пока неизвестно, как будут учитываться гарантии, предоставляемые Фондом, при расчете резервов банка и других показателей, связанных с рискованностью кредитных операций. Также неизвестны конкретные критерии приемлемости финансовых учреждений, обязательства перед которыми может гарантировать Фонд.

Но уже сейчас банкам следует учесть следующее:

  • банк не будет иметь права получать от Фонда новые гарантии по обязательствам своих заемщиков, если в течение любых 12 месяцев подряд банк требует от Фонда уплатить денежную сумму за заемщика в размере, превышающем 20% суммы всех действующих гарантий, полученных этим банком;
  • Фонд также может установить срок, на который выдача новых гарантий банка приостанавливается, если банк получил от Фонда менее 10 гарантий и требует уплаты денежной суммы по нарушенным украинским заемщиком обязательствам в размере, превышающем 20% от суммы всех действующих гарантий, полученных банком.

Закон устанавливает обязательства Кабинета Министров Украины в течение трех месяцев (с 24 ноября 2021 г.) создать Фонд и принять нормативно-правовые акты, предусматриваемые Законом, и в течение шести месяцев привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом. Национальный банк Украины должен урегулировать вопросы, связанные с деятельностью Фонда, до 24 августа 2022 года. Учитывая это, ожидать эффективной и предсказуемой деятельности Фонда следует не раньше осени 2022 года.

Все новости