1. Home
  2. /
  3. Новости
  4. /
  5. Определение ущерба, нанесенного земле в Украине
8 августа, 2022

Определение ущерба, нанесенного земле в Украине

Введение
1. Направления потерь земельного фонда Украины
2. Методики определения вреда
2.1. Потери земельного фонда
2.2. Вред, причиненный земельным ресурсам

 

Боевые действия на территории Украины наносят ущерб не только здоровью украинцев, но и природным ресурсам страны, в частности земли. Агрокомпании, для которых земельные ресурсы являются главным производственным активом, заинтересованы прежде всего в возможности возместить или компенсировать потери, причиненные угодьям вследствие загрязнения и засорения во время боевых действий.

1. Направления потерь земельного фонда Украины

Утвержденный Кабинетом Министров Украины порядок определения ущерба и убытков, причиненных Украине в результате вооруженной агрессии российской федерации, устанавливает направления, касающиеся потерь земельного фонда Украины, в частности:

а) утраты земельного фонда. Это направление включает не только прямые потери, но и связанную с ними упущенную выгоду. Определение ущерба и убытков по этому направлению осуществляется в соответствии с отдельно разработанной методикой, утвержденной приказом Минагрополитики, по согласованию с Минреинтеграции. Ответственными за определение ущерба и убытков являются областные, а в период военного положения – военные администрации. При определении ущерба и убытков по этому направлению оцениваются следующие показатели:

  • фактические затраты на рекультивацию земель, которые пострадали в результате боевых действий, строительства, обустройства и содержания инженерно-технических и фортификационных сооружений, ограждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций для обустройства государственной границы;
  • нанесенный ущерб владельцам (землепользователям) земельных участков сельскохозяйственного назначения;
  • затраты на восстановление мелиоративных площадей;
  • расходы по разминированию.

б) вред, причиненный земельным ресурсам. Это направление включает вред, обусловленный загрязнением и засорением земельных ресурсов. Определение вреда и ущерба осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды по представлению Госэкоинспекции по согласованию с Минреинтеграции. Ответственной за определение вреда и ущерба по этому направлению является Госэкоинспекция. При определении вреда и ущерба оцениваются следующие показатели:

  • вред, причиненный почвам и земельным участкам вследствие загрязнения почв веществами, которые негативно влияют на их плодородие и другие полезные свойства;
  • вред, причиненный почвам и земельным участкам вследствие засорения земельных участков посторонними предметами, материалами, отходами и/или другими веществами.

2. Методики определения вреда

Показатели, по которым определяют вред, дополняются и детализируются. В частности, для определения ущерба и убытков, а также упущенной выгоды вследствие потерь земельного фонда используется методика, утвержденная Приказом Минагрополитики от 18.05.2022 № 295 (Методика 1).

При определении ущерба, причиненного земельным ресурсам вследствие загрязнения и засорения, используется методика, утвержденная Приказом Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины от 04.04.2022 №167 (Методика 2).

2.1. Потери земельного фонда

Методика 1 устанавливает порядок определения расходов собственников земли и землепользователей на рекультивацию земель. Основанием определения таких затрат является сметная стоимость запроектированных работ соответствующих реализуемых рабочих проектов землеустройства по рекультивации нарушенных земель.

Размер ущерба, нанесенного собственникам (землепользователям) земельных участков сельскохозяйственного назначения должен определяться в соответствии с Порядком определения и возмещения ущерба владельцам земли и землепользователям, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 19 апреля 1993 г. № 284 (далее – Порядок). Согласно Порядку, возмещению подлежат:

  • стоимость жилых домов, производственных и других зданий и сооружений, включая незавершенное строительство;
  • стоимость плодоягодных и других многолетних насаждений;
  • стоимость лесных и дерево-кустарниковых насаждений;
  • стоимость водных источников (колодцев, прудов, водохранилищ, скважин и т.п.), оросительных и осушительных систем, противоэрозионных и противоселевых сооружений;
  • понесенные или необходимые расходы по улучшению качества земель;
  • другие убытки собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов, включая и неполученные доходы, если они обоснованы.

Размеры убытков при этом определяются в полном объеме в соответствии с реальной стоимостью имущества на момент причинения ущерба, включая осуществленные или необходимые затраты на улучшение качества земель.

Однако следует отметить, что сейчас этот Порядок очень схематичный и требует приведения в соответствие с текущими реалиями.

Методика 1 также определяет порядок подсчета затрат на восстановление мелиоративных площадей. Определение размера таких расходов осуществляется на основе сметной стоимости работ в соответствующих проектах реконструкции и капитального ремонта мелиоративных систем и отдельных объектов инженерной инфраструктуры. Такие проекты должны быть разработаны согласно соответствующим ГСН (государственными строительными нормами).

2.2. Ущерб, причиненный земельным ресурсам

Методика 2 является специализированной и касается определения вреда и ущерба, причиненного земле и почвам из-за их загрязнения и засорения. Порядок, установленный Методикой 2, распространяется на все земли Украины независимо от их категорий и форм собственности.

Согласно Методике 2 почвы считаются загрязненными, если в их составе обнаружены отрицательные качественные изменения.

Засоренными считаются земли, если на земельном участке имеются посторонние предметы, материалы, отходы или другие вещества, появившиеся на этом земельном участке в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженной агрессии и боевых действий.

Факты загрязнения почв и/или засорения земель, а также их масштабы могут устанавливать уполномоченные лица, путем осмотра земельных участков, данных дистанционного зондирования земли, исследований полученных образцов проб грунтов, обработки выводов различных экспертиз, объяснений, справок, документов, материалов, сведений, полученных, в частности, из любых источников, оперативных сообщений физических и юридических лиц и т.п.

Размер ущерба исчисляется уполномоченными лицами, осуществляющими государственный надзор (контроль) за соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды. В настоящее время таким органом является Государственная экологическая инспекция Украины.

Размер ущерба исчисляется на основе документов и материалов, подтверждающих факт загрязнения почвы.

Основой расчетов размера ущерба является нормативная денежная оценка земельного участка, почвы которого подверглись загрязнению. Данные нормативной денежной оценки такого земельного участка извлекаются из любых источников.

Относительно земельных участков, денежная оценка которых не произведена, или в случае невозможности получения соответствующих данных, денежная оценка земельного участка рассчитывается как средняя нормативная денежная оценка площади пашни по области, умноженной на коэффициент, обусловивший негативные экологические последствия для плодородия почв, равный 300.

Размер вреда от загрязнения почв определяется по формуле, установленной Методикой 2.

Анализ этой формулы позволяет украинской агрокомпании заранее подготовиться к оценке ущерба, собрав информацию, необходимую для определения размера ущерба, а именно:

  • нормативную денежную оценку земельного участка, почвы которого подверглись загрязнению или засорению (в гривнах за квадратный метр);
  • площадь земельного участка, почвы которого подверглись загрязнению или засорению (в квадратных метрах).

Предварительно такую площадь загрязненного или засоренного земельного участка украинская агрокомпания может установить, проведя аналогичную инвентаризацию процедуру и оформив акт о площадях загрязненных земель.

Также целесообразно, в случае остановки возделывания таких земель, выдать соответствующий приказ о невозможности их возделывания. Для лучшей локализации загрязненных земельных угодий в приказ целесообразно включить кадастровые номера участков, входящих в загрязненные площади.

Другие составляющие формулы – это преимущественно показатели, которые будут определяться уполномоченными государственными органами Украины или расчетными величинами (например, расходы на рекультивацию).

Базой для определения таких составляющих (коэффициентов, нормативов и т.п.) являются нормативные акты и методики (Методика определения размеров вреда, обусловленного загрязнением и засорением земельных ресурсов из-за нарушения природоохранного законодательства, утвержденного приказом Минприроды № 171, Министров Украины от № 1325 «Об утверждении нормативов предельно допустимых концентраций опасных веществ в почвах, а также перечня таких веществ», Методика определения размера вреда, причиненного вследствие самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков не по целевому назначению, порча земель, нарушение режима, нормативов и правил их использования, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины (963).

Этими же методиками определяются и перечни веществ и отходов, которые можно отнести к загрязняющим или засоряющим землю. Такие перечни требуют дополнительного уточнения в связи со спецификой загрязняющих веществ и отходов военного происхождения.

Все материалы, которые использовались для расчета, формируются в отдельное дело в Госэкоинспекции.

Получить копию таких расчетов вместе с материалами могут органы государственной власти, местного самоуправления и правоохранительные органы.

Все новости