Снижены «зеленые» тарифы в Украине
1. Новый закон о производстве электрической энергии из АИЭ
2. Размер «зеленых» тарифов
3. Срок действия «зеленого» тарифа
4. Ответственность производителей э/э из АИЭ за небалансы
5. Государственные гарантии неизменности законодательства
6. Порядок проведения «зеленых» аукционов
7. Итог
1. Новый закон о производстве электрической энергии из АИЭ
1 августа 2020 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии». Данный Закон является результатом договоренностей, достигнутых между Правительством Украины и украинскими ассоциациями производителей альтернативной энергии на преодоление кризисной ситуации, сложившейся в последнее время в секторе.
Основные изменения, внесенные Законом:
- Снижен размер «зеленых» тарифов;
- Введена ответственность за небалансы производителей электроэнергии из альтернативных источников энергии (АИЭ);
- Предусмотрена возможность финансовой поддержки гарантированного покупателя из государственного бюджета в размере не менее 20% от прогнозной выработки электрической энергии из альтернативных источников на соответствующий год;
- Уточнен порядок проведения «зеленых» аукционов;
- Определено оператора системы передачи ответственным за компенсацию недоотпущенной электроэнергии вследствие выполнения диспетчерских команд на уменьшение и / или ограничения нагрузки;
- Предоставлена государственная гарантия относительно неизменности законодательства, действующего на день принятия Закона, для производителей электроэнергии по «зеленому» тарифу;
2. Размер «зеленых» тарифов
Уменьшение размера «зеленых» тарифов произошло с 1 августа 2020. Снижение «зеленого» тарифа произошло фактически только для солнечных и ветровых электростанций.
На сегодня установлены следующие размеры «зеленого» тарифа (в евро):
Кроме того, установлена обязанность поставщика универсальных услуг приобретать электрическую энергию, выработанную генерирующими установками частных домохозяйств (установленная мощность которых не превышает 50 кВт) по «зеленому» тарифу и в каждом расчетном периоде осуществлять приоритетную оплату ее стоимости. Произведенная частными домохозяйствами электрическая энергия покупается в объеме, превышающем месячное потребление электроэнергии такими частными домохозяйствами,
Важно! Для биогаза/биомассы ограничение в тарифе не установлено. Однако ч. 3 Заключительных и переходных положений Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии» предусматривает, что «зеленый» тариф для производителей электрической энергии из биомассы и / или биогаза устанавливается исключительно на электрическую энергию, произведенную объектами, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2023 года.
3. Срок действия «зеленого» тарифа
Система поддержки «зелеными» тарифами будет действовать до 31 декабря 2029.
4. Ответственность производителей э/э из АИЭ за небалансы
Ответственность за баланс – обязательство участников рынка сообщать и выполнять почасовые графики электрической энергии в соответствии с объемами купленной и проданной электрической энергии и нести финансовую ответственность за урегулирование небалансов.
Теперь производители за отклонение фактических почасовых объемов отпуска электрической энергии от их почасовых графиков отпуска электрической энергии возмещают часть стоимости урегулирования небаланса электрической энергии гарантированного покупателя. Речь идет о производителях э/э, которым установлен «зеленый» тариф, и производителях, которые по результатам аукциона приобрели право на поддержку, и которые входят в балансирующую группу гарантированного покупателя. Возмещение происходит в соответствии с законом и правилами функционирования балансирующей группы гарантированного покупателя.
Следует отметить, что включение производителя электрической энергии из АИЭ в балансирующую группу производителей по «зеленому» тарифу (балансирующей группы Гарантированного покупателя) является обязательным условием для продажи такой энергии Гарантированному покупателю.
Для разных групп производителей э/э установлены разные сроки введения полной ответственности за небалансы.
5. Государственные гарантии неизменности законодательства
Закон гарантирует неизменность законодательства и тарифов на все время действия «зеленого» тарифа. Следует отметить, однако, что обязательство по неизменности законодательства было предусмотрено и предыдущими нормативными актами, но это не повлияло на принятие Закона.
6. Порядок проведения «зеленых» аукционов
Отныне все производители электроэнергии из энергии ветра участвуют в аукционах при установленной мощности установок более 5 МВт. Ранее объекты с тремя ветротурбинами независимо от установленной мощности таких ветротурбин могли не участвовать в «зеленых» аукционах.
Отныне Правительство устанавливает годовую квоту и график проведения аукционов на каждый следующий год (ранее квота устанавливалась на 5 лет).
В годовой квоте теперь могут быть:
- определены отдельные области (регионы) для строительства объектов возобновляемой энергетики;
- определены максимальные величины мощности объекта электроэнергетики или очереди его строительства (пускового комплекса), в отношении которого производитель э/э может приобрести право на поддержку на соответствующем аукционе;
- предложены земельные участки для строительства объектов возобновляемой энергетики с определенными техническими параметрами и техническими условиями на присоединение к электрической сети;
- предложены крыши и/или фасады зданий и других капитальных сооружений, предоставляемых в аренду для строительства объектов возобновляемой энергетики, которые производят электрическую энергию из энергии солнечного излучения с определенными техническими параметрами и техническими условиями на присоединение к электрической сети.
Минимальный размер доли в годовой квоте поддержки для солнечных и ветровых электростанций, а также для других видов альтернативных источников энергии снижен с 15% до 10%.
Также определена четкая стартовая цена для проведения «зеленых» аукционов. Ранее стартовой ценой была цена на уровне соответствующего «зеленого» тарифа. Отныне стартовая цена:
- для ветровых и солнечных станций для «зеленых» аукционов, проводимых до 31 декабря 2024 года – не выше 9 евроцентов за 1 кВт/ч;
- для ветровых и солнечных станций для «зеленых» аукционов, проводимых с 01 января 2025 года – не выше 8 евроцентов за 1 кВт/ч;
- других видов альтернативных источников энергии – не выше 12 евроцентов за 1 кВт/ч.
7. Итог
В разрезе работы энергорынка Закон имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Введение ответственности за небалансы является положительным изменением, которое выравнивает правовое положение производителей э/э из альтернативных источников с другими участниками рынка.
Однако, введение понижающих коэффициентов вызывает много вопросов. В частности, вопрос вызывает ретроспективное снижение «зеленых» тарифов и нарушение государством обязанностей перед инвесторами. Таким образом, Закон в перспективе может привести к ряду судебных исков.
Также смена «зеленых» тарифов в одностороннем порядке со стороны государства вызовет сомнения у инвесторов в надежности инвестиций в Украине и, как следствие, – снижение объемов инвестирования или возврата инвестиций.
Для решения кризиса в энергетике одного такого Закона явно недостаточно, поскольку кризис вызван не только производителями э/э из возобновляемых источников, а целым комплексом проблем в отрасли.