Вступил в силу Закон Украины «О рынке электрической энергии»
11.06.2017 года вступил в силу Закон Украины «О рынке электрической энергии». Закон направлен на выполнение обязательств Украины по Договору об учреждении Энергетического Сообщества и Соглашении об ассоциации между Украиной (с одной стороны) и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами (с другой стороны) и направлен на имплементацию актов законодательства энергетического Сообщества в сфере энергетики.
Данный Закон предусматривает полное выполнение требований Третьего энергетического пакета ЕС касательно юридического и организационного обособления деятельности по распределению и передаче электрической энергии от других видов деятельности, что является условием для введения экономической конкуренции на рынке электрической энергии.
Согласно рекомендациям Секретариата Энергетического Сообщества Законом внедряется новый механизм поддержки производителей электрической энергии по «зеленому» тарифу на замену Фонда урегулирования стоимостного дисбаланса.
Законом предусматривается, что весь объем электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников энергии, закупает гарантированный покупатель. Расходы гарантированного покупателя, связанные с такой закупкой, компенсируются оператором системы передачи. Выполнение обязанностей гарантированного покупателя возлагаются решением Кабинета Министров Украины на любого участника рынка.
Кроме этого, законом вводится ответственность производителей по «зеленому» тарифу за небалансы (отклонение фактических объемов отпуска электрической энергии от суточных графиков отпуска электрической энергии на следующие сутки) и устанавливается особый порядок их возмещения.
Организация рынка электроэнергии
Основной целью Закона является обеспечение надежного и безопасного снабжения электрической энергии потребителям с учетом их интересов, минимизации затрат на услуги поставки электрической энергии путем определения на законодательном уровне организационной структуры и принципов функционирования рынка электрической энергии, основных принципов и предпосылок его реформирования.
Предусмотрена организация рынка электрической энергии из следующих составляющих:
- двухсторонние договора – договоры между двумя участниками рынка вне организованных сегментов рынка, кроме договора поставки электрической энергии потребителю;
- рынок «на сутки вперед» – сегмент рынка электрической энергии, на котором осуществляется купля-продажа электрической энергии на следующие за днем проведения торгов сутки;
- внутреннесуточный рынок – сегмент рынка, на котором купля-продажа электрической энергии осуществляется непрерывно после завершения торгов на рынке «на сутки вперед» и в течение суток физической поставки электрической энергии;
- балансирующий рынок – рынок, организованный оператором системы передачи электроэнергии с целью обеспечения достаточных объемов электрической мощности и энергии, необходимых для балансировки в реальном времени объемов производства и импорта электрической энергии и потребления и экспорта электроэнергии, урегулирования системных ограничений в объединенной энергетической системе Украины, а также финансового урегулирования небалансов электроэнергии;
- рынок вспомогательных услуг – система отношений, возникающих в связи с приобретением оператором системы передачи вспомогательных услуг у поставщиков вспомогательных услуг;
- розничный рынок – система отношений, возникающих между потребителем электрической энергии и электропоставщиком в процессе поставки электрической энергии, а также другими участниками рынка, которые предоставляют связанные с поставкой электрической энергии услуги.
Закон дополняет перечень участников рынка новым участником – трейдером, которым может быть любой субъект хозяйствования, осуществляющий покупку электрической энергии исключительно с целью ее перепродажи, кроме продажи потребителю. Трейдеры будут осуществлять куплю-продажу электрической энергии по двусторонним (прямыми) договорам или на рынке «на сутки вперед» или внутреннесуточном рынке. Существование трейдеров на рынке электрической энергии должно положительно повлиять на ликвидность рынка и будет способствовать ограничению значительных колебаний цен на рынке.
Законом предусмотрено введение определенного периода (до 24 месяцев с момента вступления в силу Закона), в течение которого должны быть созданы необходимые технические, организационные, экономические и нормативно-правовые предпосылки для внедрения и слаженного функционирования рынка электрической энергии Украины.
Система специальных обязанностей
Законом вводится система специальных обязанностей для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка электроэнергии.
К специальным обязанностям относятся, в частности:
- покупка электрической энергии по «зеленому» тарифу;
- оказание универсальных услуг – поставка электрической энергии бытовым и малым не бытовым потребителям, что гарантирует их права быть обеспеченными электрической энергией определенного качества;
- выполнение функций поставщика «последней» надежды – определенный электропоставщик, который при определенных обстоятельствах не имеет права отказать потребителю в заключении договора поставки электрической энергии на ограниченный период времени;
- уплата компенсационных платежей;
- предоставление вспомогательных услуг по цене, установленной Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (Регулятором).
Специальные обязанности возлагаются Кабинетом Министров Украины или Регулятором участников рынка, при этом они должны быть четко определенными, прозрачными, не дискриминационными и иметь временный характер.
Поддержка реконструкции отдельных ТЭЦ
Заключительными положениями предусмотрено, что Кабинет Министров Украины принимает решение о временной поддержке отдельных теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) для проведения их реконструкции. При этом решение о введении поддержки для каждой отдельной ТЭЦ принимается при следующих условиях:
- высшей чем рыночная цена себестоимости производства электрической энергии ТЭЦ без проведения реконструкции и / или модернизации;
- отсутствии альтернативных источников тепловой энергии на территории теплоснабжения ТЭЦ;
- наличии технико-экономического обоснования, разработанного по результатам аудита технического состояния ТЭЦ, о целесообразности реконструкции и / или модернизации ТЭЦ по сравнению со строительством новых альтернативных источников теплоснабжения;
- наличии технико-экономического обоснования о целесообразности реконструкции по сравнению со строительством новых альтернативных источников теплоснабжения.