Новый антимонопольный механизм контроля в сфере M&A
26 января 2016 года Верховная Рада Украины внесла изменения в Закон Украины «О защите экономической конкуренции», увеличив пороговые показатели для экономической концентрации, осуществление которой требует предварительного разрешения Антимонопольного комитета Украины (АМКУ).
Предпосылки данных изменений
Установленные еще в начале 2000-х годов пороговые показатели и процедуры устарели и не соответствовали потребностям настоящего в части обеспечения эффективного баланса между необходимостью осуществления предварительного контроля над экономическими концентрациями в целях предотвращения ограничения конкуренции и монополизации товарных рынков с одной стороны и теми затратами и административными ограничениями, которые создают для бизнеса такую процедуру предварительного контроля, с другой стороны.
Необходимость изменения существующих подходов осуществления контроля над экономическими концентрациями была обусловлена также необходимостью имплементации положений Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом.
Повышены пороговые показатели концентрации субъектов хозяйствования
Для достижения указанной цели Закон предусматривает:
- повышение пороговых показателей, при превышении которых необходимо получение соответствующего разрешения на экономическую концентрацию;
- введение более гибких, быстрых и упрощенных процедур получения предварительного разрешения на экономическую концентрацию.
Для этого Закон предусматривает введение двухуровневой модели контроля над экономическими концентрациями:
- первый уровень направлен на контроль за концентрациями с участием крупных украинских компаний, чей совокупный оборот или стоимость активов в Украине и мире превышает 30 млн. евро и при этом совокупный годовой оборот или суммарная стоимость активов, по крайней мере двух из участников концентрации, в Украине превышает 4 млн. евро;
- второй уровень направлен на контроль за концентрациями, которые заключаются в приобретении компаниями, чей мировой оборот превышает 100 млн. евро, украинских предприятий, показатель объема реализации товаров которых превышает эквивалент 8 млн. евро в Украине (стоимость активов при этом во внимание не берется).
Остаются в сфере предварительного государственного контроля случаи экономической концентрации субъектов хозяйствования с участием крупных иностранных инвесторов, которые, благодаря открытости и незначительности размера украинских рынков, легко могут войти на рынки на территории Украины именно из-за поглощения украинских компаний, что может привести к существенному ограничению конкуренции или даже монополизации этих рынков. Другой связанной с этим проблемой является проблема экономических концентраций с участием оффшорных компаний, в том числе во время экономических концентраций при приватизации государственных предприятий, особенно стратегических и тех, которые имеют существенное значение для функционирования рынков.
В связи с этим, Законом предусмотрена норма, согласно которой экономическая концентрация, участником которой является иностранный субъект хозяйствования и субъект хозяйствования, осуществляющий свою деятельность в Украине, потребует получения предварительного разрешения АМКУ, если показатель объема реализации товаров участника экономической концентрации в Украине превышает эквивалент 8 млн. евро, а мировой оборот иностранной компании превышает 100 млн. евро. Учитывая одновременное введение Законом упрощенной сокращенной процедуры рассмотрения таких концентраций и установления пороговых показателей на таком высоком уровне, этот подход позволяет, с одной стороны, предотвратить возможное ограничение конкуренции в результате поглощения мощных украинских предприятий их иностранными конкурентами или вследствие скупки украинских предприятий, действующих на одном рынке, оффшорными компаниями, а с другой – улучшить условия для привлечения иностранных инвестиций, освободив из-под административных процедур предварительного контроля незначительные, как для транснационального уровня, экономические концентрации.
Закон исключил такой пороговый показатель, как рыночная доля участников концентрации (до сих пор – 35% на товарном рынке), как таковой, что считается одним из самых неэффективных для практического применения показателей в механизме контроля над концентрациями и порождающий высокий уровень правовой неопределенности для субъектов хозяйствования.
Упрощенная сокращенная процедура предварительного контроля
Для целого ряда случаев экономических концентраций, которые в силу характеристики рынков или рыночных позиций участников концентрации не вызывают беспокойства касательно их негативного влияния на конкуренцию на рынках в Украине (включая концентрации с участием иностранных компаний), предполагается ввести упрощенную сокращенную процедуру предварительного контроля, подобно той, которая предусмотрена Регламентом (ЕС) №139 / 2004 года по контролю над концентрацией субъектов хозяйствования. В частности, такая процедура предусматривает введение минимально необходимого объема информации, необходимого для подтверждения существования обстоятельств для применения упрощенной процедуры, и сокращенный срок самой процедуры – всего 25 дней (до сих пор этот срок составлял 45 дней).
Предусматривается применение сокращенной процедуры в первую очередь в случае осуществления экономических концентраций с участием иностранных компаний, когда рыночные доли участников концентрации не являются значительными или когда экономическая концентрация осуществляется на различных товарных рынках.
Другой важной составляющей обеспечения эффективности упрощенной и общей процедуры является закрепление обязанности Антимонопольного комитета Украины проводить по обращению участников концентрации предварительные консультации с целью повышения правовой определенности относительно информации и документов, необходимых для подачи заявления в соответствующем случае концентрации, а также своевременное урегулирование возможных недостатков заявления после его подачи.
Сохраняется норма, согласно которой в случае, если в течение срока рассмотрения заявления органы Антимонопольного комитета Украины не начали рассмотрение дела о согласованных действиях или экономической концентрации, решение о предоставлении разрешения считается автоматически принятым. Определять случаи, когда применяется тот или иной процедурный режим, будет Антимонопольный комитет Украины.
Повышен размер платы за рассмотрение заявления
Законом также предусматривается повышение в среднем в четыре раза размера платы за подачу заявлений о предоставлении разрешения на концентрацию и согласованные действия. Данная плата имеет целью компенсации расходов, связанных с рассмотрением поданных заявлений, а ее размер не менялся с 2002 года.
Закон направлен на подпись Президенту Украины. С высокой вероятностью Закон будет подписан Президентом в ближайшее время и вступит в силу в апреле 2016 года.
После окончательного вступления в силу настоящего Закона компания DLF attorneys-at-law планирует широкое освещение новопринятых вопросов антимонопольного законодательства в сфере поглощений с детальной презентацией введенных условий для получения разрешения на концентрацию и соответствующих процедур.