Хранение и перевозка агропродукции в Украине
1. Хранение
2. Морские перевозки
3. Перевозка железнодорожным транспортом
4. Автомобильные перевозки
1. Хранение
В Украине зерно хранится в зерновых складах. Вместе с тем владельцы зерна имеют право хранить зерно в собственных зернохранилищах.
В Украине зерновые склады обязаны принимать на хранение зерно от любого лица. При приеме зерна на хранение зерновые склады обязаны осуществить анализ его качества.
Хранение зерна осуществляется на основании договора складского хранения зерна, который является публичным, а его форма утверждена Кабинетом Министров Украины. Заключение договора сопровождается изданием складского документа.
В соответствии с украинским законодательством, существует несколько видов складских документов. Они имеют разные назначения, но все подтверждают получение зерновым составом зерна.
Виды складских документов:
- двойное складское свидетельство;
- простое складское свидетельство;
- складская квитанция.
Двойное складское свидетельство состоит из двух частей – складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отделены друг от друга. В основном двойное складское свидетельство используется в случае кредитования под залог зерна. Обладатель залогового свидетельства имеет право требовать от лица, получившего кредит, его возврата, а также залога на зерно на сумму в соответствии с суммой долга.
Складское и залоговое свидетельство могут передаваться вместе или отдельно по передаточным надписям (индоссаментам).
Простое складское свидетельство выдается на предъявителя. Обладатель простого складского свидетельства имеет право распоряжаться зерном, хранящимся на зерновом складе. При этом к передаче зерна равняется передача простого складского свидетельства.
Если зерновой склад принимает зерно на хранение без выдачи простого или двойного складского свидетельства, для подтверждения принятия зерна на хранение он должен выдать складскую квитанцию.
Зерновые склады ведут специализированный реестр складских документов на зерно, а также обязаны вносить сведения в реестр зерна, полученного на хранение.
Ущерб, причиненный поклажедателю потерей, нехваткой или повреждением зерна, возмещается зерновым составом:
- за утрату и нехватку зерна – в размере стоимости потерянного или недостающего зерна;
- за повреждение зерна – в размере суммы, на которую снизилась его стоимость.
2. Морские перевозки
Морские перевозки в Украине регулируются специальным законодательством – Кодексом торгового судоходства, а также законодательством, регулирующим транспортные и коммерческие отношения в целом.
Кроме того, международные морские перевозки сельскохозяйственной продукции из Украины регламентируются нормами ряда многосторонних международных договоров – Международной конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся коносаментов 1924 (Гаагские правила), Протоколом об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся коносаментов 1924 Правила Висби), Конвенцией ООН о морской перевозке грузов 1978 года.
Споры, связанные с торговым мореходством, рассматриваются Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины (Морская арбитражная комиссия). Если в споре участвует иностранное или физическое лицо, такой спор может быть передан на рассмотрение иностранного суда или арбитража.
Базовым документом, регулирующим отношения по перевозке груза по морю, является договор морской перевозки груза. Такой договор должен быть заключен в письменной форме.
Документами, подтверждающими наличие и содержание договора морской перевозки груза, являются рейсовый чартер (если договор предусматривает условие предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных судовых помещений) и коносамент.
Украинское законодательство недостаточно четко различает регулирование фрахта судна и грузоперевозки. Поэтому во избежание споров важно при заключении договора четко формулировать предмет договора.
Погрузочно-разгрузочные работы в морских портах проводят портовые операторы и операторы терминалов. Их деятельность регламентируется отдельными правилами предоставления услуг в морских портах Украины.
Украинское законодательство относит к погрузочно-разгрузочным работам, которые должны осуществлять портовые операторы, в частности, следующие работы:
- погрузка и выгрузка грузов;
- зачистка трюмов судов, вагонов после выгрузки грузов;
- перемещение груза;
- крепление, спецкрепление грузов;
- штивка;
- взвешивание, маркировка и сортировка;
- приведение груза в транспортабельное состояние;
- прочие работы и услуги.
Для получения груза или его отправки заказчик портовых услуг должен подтвердить свои полномочия транспортным документом или доверенностью грузоотправителя/грузополучателя в зависимости от условий поставки груза.
При транспортировке зерна морем стороны сделки обычно руководствуются проформами GAFTA. Формы транспортировки (фрахтовки или перевозки) устанавливаются в зависимости от положений выбранного контракта GAFTA.
В случае продажи зерна на условиях CIF или производных, продавец обязан заключить договор фрахтования (чартер) судна. Такие договоры заключаются преимущественно на основе стандартных проформ, использование которых зависит как от региона, из которого осуществляется экспорт, так и от вида перевозимого груза. Наиболее популярной проформой при перевозках из Украины является Synacomex (Continent Grain Charter Party).
Судно, перевозящее зерно, должно иметь документ о разрешении в соответствии с Международным зерновым кодексом. При этом обязательным условием перевозки зерновых является обеспечение судовладельцем чистого, сухого и готового к погрузке трюма и поддержания соответствующего уровня температуры и влажности зерна.
Обязательным условием контрактов поставки зерновых является фумигация зерна. При поставке зерна по контрактам GAFTA фумигация осуществляется аккредитованной компанией согласно правилам фумигации GAFTA 132.
Дополнительно государственными санитарными правилами для морских судов Украины предусмотрен ряд требований к судам, транспортирующих зерновой груз, связанным с соблюдением безопасности при осуществлении фумигации.
3. Перевозка железнодорожным транспортом
В Украине перевозка зерновых в основном осуществляется насыпью в специально оборудованных вагонах. В отдельных случаях до передачи для транспортировки по железной дороге владелец зерна должен получить специальные разрешительные документы.
Законодательством, в частности Уставом железных дорог Украины и рядом специализированных правил, установлены отдельные требования к транспортировке в зависимости от вида перевозимого зерна и его характеристик.
Например, рожь, пшеница, овес, ячмень, гречка, просо, кукуруза в зерне, семена масличных и бобовых культур, рис нерушенный, зерновые отходы и отходы переработки зерна, отруби, комбикорма, жом сушеный, жмых, шрот перевозятся насыпом в специализированных вагонах для зерна (далее – вагоны-зерновозы), а также в крытых вагонах с дверными заграждениями (щитами). При этом зерно влажностью свыше 16% и просо влажностью свыше 15% могут перевозиться исключительно на особых условиях по отдельным договорам с Укрзализныцей.
В случае заражения зерна вредителями, растительными болезнями или сорняками, дезинсекция вагонов после перевозки зараженного зерна производится средствами и за счет получателей.
Международная перевозка железнодорожным транспортом осуществляется согласно Договору о пользовании грузовыми вагонами в международном сообщении и приложенным к нему правилам. Этими правилами, в частности, регулируются процедуры перестановки вагонов из более широких путей украинской железной дороги на более узкие пути железных дорог ЕС, определяется перечень пунктов перестановки и другие правила, которые следует учитывать, в частности, при экспорте украинской агропродукции железнодорожным транспортом.
4. Автомобильные перевозки
Автомобильные перевозки агропродукции в Украине регламентированы специальными правилами и отличаются в зависимости от вида перевозимой агропродукции.
Автоперевозки зерна
Автоперевозка зерна в Украине может производиться тарным или бестарным способом. При этом запрещено перевозить в таре зерно влажностью более 15%, находящееся в состоянии самосогревания, зараженное вредителями, подмоченное зерно, зерно без надлежащей отправительной маркировки на мешках, в нестандартной или неисправной таре, зерно без качественных удостоверений.
Основной тарой для зерновых грузов могут быть плотные, сухие, не прелые мешки, не зараженные вредителями и без посторонних запахов.
Прием и сдача зерна осуществляется перевозчиками по массе.
Автоперевозки овощей и картофеля
При перевозках картофеля и овощей перевозчики, грузоотправители и грузополучатели обязаны принимать меры по охране от механических повреждений, а также от атмосферных осадков, воздействия низких и высоких температур.
Прием от грузоотправителя и сдача грузополучателю картофеля и овощей выполняются перевозчиками по массе в соответствии с товарно-транспортными накладными.
Автоперевозки сахарной свеклы
В договорах на перевозку сахарной свеклы автомобильным транспортом должна предусматриваться возможность использования автомобилей в обратном направлении для жомовых перевозок.
Работа автомобильного транспорта при перевозке сахарной свеклы производится по часовому графику.
Сахарную свеклу перевозят автомобилями с бортовой платформой и автомобилями-самосвалами, не нагружая ее в мешки или другую тару.
Прием от сельхозпроизводителей сахарной свеклы и сдача ее на приемные пункты осуществляются перевозчиками по массе.
Автоперевозка свежих фруктов
Фрукты, ягоды, виноград и бахчевые культуры перевозят в рефрижераторах, изотермических автомобилях, автомобилях-фургонах или автомобилях (автопоездах) с бортовой платформой.
Автоперевозки животных, птицы, пчел
Перевозчики, грузоотправители и грузополучатели при перевозке животных и птицы обязаны соблюдать действующие ветеринарно-санитарные правила.
Для перевозки животных и птиц перевозчики обязаны предоставлять специально оборудованные для перевозки животных и птицы автомобили. Запрещается перевозка животных и птицы на автомобилях-самосвалах, а также на автомобилях после перевозки отравляющих веществ и химикатов без предварительной санитарной обработки подвижного состава.
При перевозке животных и птиц грузоотправитель обязан выдать Перевозчику (экспедитору) ветеринарное свидетельство установленной формы, а в случае необходимости – и разрешение карантинной службы. Для сопровождения животных и птиц грузоотправитель обязан назначать экспедитора. Функции экспедитора может производить водитель.
Если срок перевозки животных и птицы превышает 6 часов, грузоотправитель обязан снабдить их кормами.
Перевозчик не несет ответственности за падеж животных и птицы при транспортировке по болезни, неправильное размещение, несоответствие температуры воздуха условиям перевозок отдельных видов животных и птицы.
Пчел можно перевозить только в летнее или переходное периоды.