Сопровождение крупных инвесторов в Украине и технико-экономическое обоснование
Вступление
1. Требования к ТЭО инвестиционного проекта
2. Учреждение для сопровождения инвестора
3. Расчет объема государственной поддержки
В августе 2021 Кабинет Министров Украины принял все необходимые подзаконные акты для практической реализации Закона Украины «О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине» (далее – Закон).
Были утверждены, в том числе, требования к технико-экономическому обоснованию (ТЭО) инвестиционного проекта, учреждение для осуществления сопровождения инвестора и методология расчета объема государственной поддержки для реализации инвестиционного проекта.
1. Требования к ТЭО инвестиционного проекта
Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта со значительными инвестициями подается заявителем в Минэкономики на украинском языке в одном экземпляре в бумажной форме, а также в электронной форме в формате PDF или с использованием Единого государственного веб-портала электронных услуг (в случае технической возможности). Заявитель несет ответственность за достоверность представленной информации.
Заявитель вправе определить информацию, содержащуюся в ТЭО, как конфиденциальную, предоставляя согласие на распространение такой информации в рамках проведения оценки проекта.
В ТЭО должна быть указана следующая информация о проекте:
- резюме технико-экономического обоснования;
- оценка технической осуществимости проекта и описание технических решений;
- объем значительных инвестиций и оценочная стоимость содержания (эксплуатации) объекта инвестирования;
- результаты юридического анализа проекта;
- анализ социальных, экономических показателей проекта и оценка социального эффекта от реализации проекта по результатам проведения анализа затрат и выгод;
- описание рыночной среды;
- результаты анализа коммерческой привлекательности проекта;
- результаты анализа фискального воздействия (бюджетной эффективности) проекта;
- общая характеристика государственной поддержки, описание форм и общего объема государственной поддержки, предлагаемых к предоставлению для реализации проекта;
- результаты анализа экологических аспектов проекта;
- перечень выявленных рисков проекта, их оценка, а также определение формы управления рисками;
- срок и этапы реализации проекта, результаты предварительной оценки организации и управления выполнением работ;
- анализ финансовых показателей и финансовый анализ проекта по результатам анализа финансовой модели проекта.
Во время подготовки финансовой модели проекта принимаются во внимание:
1) осуществление моделирования денежных потоков на основе, в частности, предположений относительно:
-
- макроэкономических показателей и ключевых параметров для долгосрочного прогнозирования;
- сроков строительства;
- предварительного срока реализации проекта;
- ожидаемой даты начала деятельности по проекту и получения доходов;
- сроков операционной деятельности (операционных доходов и расходов, расходов на содержание);
- требований налогового законодательства Украины и законодательства в сфере бухгалтерского учета, включая сроки амортизации активов и налоги, которые могут применяться;
2) технические данные проекта;
3) данные о капитальных и операционных расходах;
4) сведения о доходах с указанием способа установления тарифа/цены на продукцию (товары, работы, услуги);
5) данные о финансировании (привлеченный или собственный капитал).
2. Учреждение для сопровождения инвестора
Уполномоченным учреждением для осуществления сопровождения заявителя и инвестора со значительными инвестициями в подготовке и реализации инвестиционного проекта в Украине, содействия выполнению специального инвестиционного договора, а также выполнения других функций, предусмотренных Законом Украины «О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине», определено государственное учреждение «Офис по привлечению и поддержке инвестиций» (далее – Учреждение).
Кабинет Министров Украины утвердил «Порядок взаимодействия уполномоченного учреждения с заявителями, инвесторами со значительными инвестициями, органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с сопровождением подготовки и реализации инвестиционных проектов со значительными инвестициями» (далее – Порядок). Этот Порядок определяет механизм взаимодействия, происходит на принципах законности, недискриминации, открытости, прозрачности и на безвозмездной основе.
Учреждение и заявители, инвесторы со значительными инвестициями могут:
- подписать меморандум о сотрудничестве по предоставлению организационной и информационно-консультативной помощи по вопросам подготовки, реализации проектов;
- заключить договор о неразглашении конфиденциальной информации по вопросам подготовки, реализации проекта.
Министерство иностранных дел Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации:
1) информируют Учреждение о потенциальных заявителях;
2) оказывают содействие в проведении мероприятий по привлечению потенциальных заявителей для реализации проектов;
3) предоставляют информацию, необходимую Учреждению для выполнения функций, связанных с сопровождением подготовки проектов.
Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации также предоставляют информацию о земельных участках государственной собственности, которые могут быть переданы в собственность или предоставлены в пользование (аренду) для реализации проектов.
Органы местного самоуправления предоставляют Учреждению информацию про:
1) потенциальных заявителей, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов в Украине;
2) земельные участки коммунальной собственности, которые могут быть переданы в собственность или предоставлены в пользование (аренду) для реализации проектов;
3) возможность установления ставок земельного налога и арендной платы за земельные участки в уменьшенном размере и возможность освобождения от уплаты земельного налога;
4) возможность передачи в пользование (аренду) земельных участков коммунальной собственности, определенных специальным инвестиционным договором для реализации проекта;
5) получение информации, необходимой для разработки ТЭО проекта;
6) возможность за счет средств соответствующих бюджетов местного самоуправления обеспечения строительства объектов смежной инфраструктуры, необходимых для реализации проекта.
Учреждение также:
1) подает в Минэкономики Украины отчеты о состоянии сопровождения проектов в установленные сроки;
2) разрабатывает предложения, рекомендации, планы действий, направленные на совершенствование процесса подготовки проектов;
3) дает ответы на запросы о получении дополнительной информации и/или документов, необходимых для проведения оценки проекта.
В рамках взаимодействия Учреждения с заявителями и инвесторами Учреждение:
1) информирует потенциальных заявителей о возможности подготовки и реализации инвестиционных проектов;
2) предоставляет потенциальным заявителям, инвесторам организационную и информационно-консультативную помощь по вопросам подготовки проектов, в частности, по подготовке и подаче заявки и других документов, на безвозмездной основе;
3) оказывает консультативную помощь касательно:
- предварительной проверке потенциального соответствия проекта требованиям Закона;
- поиску потенциальных объектов инвестирования, земельных участков государственной или коммунальной собственности, которые могут быть использованы для реализации проектов;
- возможности предоставления в пользование (аренду) соответствующих земельных участков государственной или коммунальной собственности, определенных специальным инвестиционным договором для реализации проекта;
- возможности обеспечения за счет средств государственного и местного бюджетов и других источников, не запрещенных законом, строительства объектов смежной инфраструктуры, необходимых для реализации проекта;
4) обеспечивает организацию и проведение встреч с участием, в частности, должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления, заявителей, инвесторов со значительными инвестициями, представителей международных организаций, иностранных государств;
5) по обращению заявителя оказывает организационную и информационно-консультативную помощь заявителю в процессе доработки проекта специального инвестиционного договора с учетом замечаний уполномоченного органа.
3. Расчет объема государственной поддержки инвестиционного проекта
Объем государственной поддержки, предоставляемой на период более 1 года, за каждой формой предоставления государственной поддержки, определенной в законе, рассчитывается с учетом ставки дисконтирования по определенной формуле.
Ставка дисконтирования объема государственной поддержки определяется с учетом стоимости государственных заимствований на уровне текущей доходности долгосрочных облигаций внешних государственных займов с длинным сроком до погашения в соответствующей валюте на дату определения ставки дисконтирования (дата подготовки технико-экономического обоснования проекта), а в случае отсутствия таких ценных бумаг в соответствующей валюте – на уровне доходности облигаций внутреннего государственного займа с самым долгим сроком до погашения на дату определения ставки дисконтирования в соответствующей валюте.
В случае отсутствия ценных бумаг внешних государственных займов и внутренних государственных заимствований в соответствующей валюте расчеты государственной поддержки переводятся в гривневый эквивалент с использованием официального курса гривны к соответствующей валюте на дату проведения расчетов и используется ставка дисконтирования, определенная для гривны.
При расчете общего объема государственной поддержки учитывается, в частности, то, что плановый объем значительных инвестиций по инвестиционному проекту включает все средства (собственные и/или заимствованные), которые будут вложены в объект инвестирования в процессе реализации проекта в течение срока действия специального инвестиционного договора, и не включает реинвестиции, которые будут осуществляться за счет доходов, полученных от операционной деятельности в процессе реализации проекта.