1. Home
  2. /
  3. Insights
  4. /
  5. Экологический и водный контроль в украинской агропромышленности
11 июля, 2022

Экологический и водный контроль в украинской агропромышленности

1. Пестициды и агрохимикаты
2. Выбросы
3. Отходы
4. Контроль водопользования

 

1. Пестициды и агрохимикаты

В Украине пестицидами считаются токсичные вещества, их соединения и смеси химического или биологического происхождения, предназначенные для уничтожения, регуляции и прекращения развития вредных организмов.

К агрохимикатам относятся органические, минеральные и бактериальные удобрения, химические мелиоранты, регуляторы роста растений и другие вещества, предназначенные для повышения плодородия почв, урожайности сельскохозяйственных культур и улучшения качества растениеводческой продукции.

Список пестицидов и агрохимикатов, которые могут использоваться на территории Украины, определяется на основании Государственного реестра пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к использованию в Украине. Этот реестр открыт и обновляется и доступенна сайте Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины.

Все формы препаратов пестицидов и агрохимикатов подлежат регистрации в данном реестре. До вступления в силу государственной регистрации запрещается не только применение пестицидов и агрохимикатов, но и их ввоз в Украину, производство, торговля и реклама.

Отдельные агрохимикаты также могут использоваться без регистрации. Они включены в специальный список, являющийся приложением к соответствующему украинскому Закону «О пестицидах и агрохимикатах».

Согласно украинскому законодательству, пестициды относятся к категории опасных грузов, поэтому их перевозка подлежит особым условиям транспортировки.

Пестициды могут храниться только в специально оборудованных хранилищах, которые отвечают действующим государственным стандартам и проходят ежегодную сертификацию.

Применение химических препаратов должно быть механизировано с помощью специального оборудования и технических единиц: средств защиты растений, опрыскивателей и т.д.

В Украине существуют законодательные ограничения на периоды фактического использования пестицидов во время полевых работ, погодные условия и время суток, когда можно использовать пестициды. Если пестициды применяются во время полевых работ путем распыления с воздуха, это подлежит индивидуальному регулированию.

Украинское законодательство запрещает привлекать к работе с пестицидами и агрохимикатами лиц, не имеющих допуска к выполнению работ с пестицидами и агрохимикатами, лиц до 18 лет, а также некоторые другие категории работников.

Утилизацию тары из-под пестицидов производят производители или специализированные предприятия, получившие соответствующую лицензию. Большинство крупных производителей и импортеров вносят авансовые платежи за утилизацию тары. Соответственно, утилизация тары для украинской агрокомпании в основном заключается в ее возвращении производителю или передаче соответствующей лицензированной компании.

Бумажную и деревянную тару должны уничтожать опять же лицензированные предприятия, но преимущественно фермеры или агрокомпании ее просто сжигают.

Нарушение законодательства о пестицидах и агрохимикатах влечет за собой гражданскую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

2. Выбросы

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут производиться только после получения предприятием разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. К таким предприятиям в агросекторе относятся, например, элеваторы, использующие зерносушилки.

Все элеваторы, планирующие использовать зерносушилки, обязаны получать такое разрешение. Выдает его Департамент экологии и ресурсов соответствующей облгосадминистрации. Разрешение выдается бесплатно в течение 30 дней со дня поступления заявления.

3. Отходы

Обращение с отходами в аграрной сфере в основном регулируется общими экологическими нормами. В Украине законодательство об обращении с отходами возлагает на агрокомпании следующие обязанности:

  • предотвращать образование и уменьшать объемы образования отходов;
  • обеспечивать прием и утилизацию использованных упаковочных материалов и тары, в которых содержится продукция сельскохозяйственных предприятий;
  • вести учет, определять состав и свойства образуемых ими сельскохозяйственных отходов;
  • обеспечивать полный сбор, надлежащее хранение и недопущение уничтожения и порчи отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология;
  • участвовать в строительстве объектов обращения с отходами;
  • обеспечивать их переработку или удаление;
  • не допускать хранения и удаления отходов в несанкционированных местах или объектах;
  • осуществлять контроль за состоянием мест или объектов размещения собственных отходов;
  • своевременно вносить сбор за размещение отходов и прочее.

Отдельно регулируется обращение с отходами, связанными с применением пестицидов и агрохимикатов, а также отходами животного происхождения (мертвые животные, отходы, которые образовались в результате изготовления продукции из животного сырья).

Утилизацию отходов животного происхождения должны производить специализированные компании.

4. Контроль водопользования

В Украине водопользование может быть общим или специальным.

Общее водопользование осуществляют граждане для удовлетворения их потребностей с водных объектов без применения сооружений или технических устройств и из колодцев бесплатно, без закрепления водных объектов за отдельными лицами и без предоставления соответствующих разрешений.

Специальное водопользование предполагает забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Специальным не считается использование воды в объеме до 5 м³ в сутки.

Рентная плата взимается только за специальное водопользование. Размер рентной платы зависит от источника водоснабжения (поверхностных или подземных вод) и региона размещения такого источника.

От уплаты рентной платы за специальное водопользование освобождены агропроизводители, уплачивающие налоги по 4-й группе плательщиков единого налога. Также от рентной платы освобождаются агропроизводители, применяющие воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд.

Кроме освобождения от уплаты рентной платы за специальное водопользование, агропроизводители в Украине, отвечающие критериям 4-й группы плательщиков единого налога, имеют право использовать воду из скважин без разрешения на использование недр.

Для осуществления специального водопользования необходимо получить разрешение, выдаваемое органами Госводагентства. Наиболее распространенными случаями, когда украинскому агропроизводителю нужно получать разрешение на специальное водопользование, является забор воды из поверхностных или подземных источников и использование ее для полива, собственных нужд или для передачи третьим лицам, а также использование водных объектов для рыбоводства.

Также следует иметь в виду, что в ряде случаев, когда закон освобождает агрокомпанию от получения разрешения на специальное водопользование или рентной платы за специальное водопользование, все равно существует необходимость получения разрешений на другие виды деятельности. К примеру, если украинская агрокомпания поставляет воду гражданам через централизованные сети, то она должна получить лицензию на централизованное водоснабжение.

При орошении земель агрокомпании в Украине обязаны осуществлять меры по предупреждению подтопления, заболочения, засола и загрязнения этих земель. Использование в Украине сточных вод для орошения требует отдельного разрешения и согласования с профильными государственными органами в сфере санитарной и ветеринарной политики Украины.

Все новости